Специалисты из Брауновского университета и Калифорнийского университета в Санта-Барбаре провели первую качественную оценку побочных эффектов медитации
Статья ученых опубликована в журнале PLoS ONE.
Популярное — не значит безвредное
Авторы исследования — Джаред Линдал (Jared R. Lindahl), Натан Фишер (Nathan E. Fisher), Дэвид Купер (David J. Cooper), Рокел Роузен (Rochelle K. Rosen) и Уилоуби Бриттон (Willoughby B. Britton) — отмечают, что популярность восточных духовных практик вызывает интерес к их безопасности.
По аналогии с тайцзицюань, которое превратилось из боевого искусства в гимнастику, сейчас буддийские медитации нередко рассматриваются в первую очередь как система методов созерцательного оздоровления (англ. mindfulness-based interventions, MBIs). При этом более 75% научных работ, посвященных эффектам подобных занятий, сосредоточены на их положительном влиянии.
К возможным отрицательным последствиям медитации, согласно ряду наблюдений, относятся риск психозов, маний, эпилептических приступов — распространенность таких случаев может недооцениваться в 20 раз. Кроме того, пишут ученые, часто целью исследований служит проверка узких гипотез, а эксперименты проводятся с нарушениями. Изучение побочных эффектов буддийских практик также ограничено трудностями количественной оценки связи между MBIs и симптомами.
Вместо этого авторы новой работы (включая нейробиолога, психолога, религиоведов и методиста) провели качественный анализ. С помощью метода полуструктурированного интервью они опросили 60 практикующих представителей школ тхеравада, дзен и тибетского буддизма в возрасте от 18 лет. Беседы предполагали обсуждение трех тем: описание опыта медитаций, в том числе неприятного; интерпретация впечатлений; рассказ о способах защиты от отрицательных последствий.
Помимо респондентов, в роли интервьюируемых выступили 32 эксперта — гуру или врачей, которые использовали MBIs в работе. Они ответили на вопросы о практикующих.
Полученные данные исследователи обработали с учетом шести критериев причинности, которые используются Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) США и другими организациями. В частности, связь между субъективной динамикой практик и состоянием здоровья выявлялась по параметрам временной близости феноменов, обострения ранних симптомов, заключения экспертов и другим.
При соответствии ответов двум и более критериям авторы относили явление к возможным побочным эффектам медитации. Результаты показали, что 29% опрошенных испытали отрицательные последствия практик в первый год, 45% — в течение десяти лет.
Всего ученые выделили 59 побочных эффектов, среди которых: тревожность, страх, изменения восприятия, нарушения сна, расстройства желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Причем перечень включал в себя и условно положительные проявления, которые нередко сопровождались дискомфортом.
Например, повышение концентрации внимания было связано с риском навязчивых мыслей (о необходимости сохранять состояние «не-ума»), а галлюцинации — с ростом тревожности при переходе от интенсивной медитации к выполнению повседневных действий. 82% практикующих сообщили о повышении эмоциональной чувствительности, в том числе параноидальных проявлениях и эмпатии. Многие испытывали соматические эффекты: боли, обмороки, снижение сексуального тонуса.
Ответы каждого практикующего и оценка экспертов позволяли в среднем установить для симптомов четыре критерия причинности. Негативный опыт подавляющего большинства респондентов повторялся: 88% из них, согласно показателю согласованности, сообщили о схожих переживаниях. Часто речь шла об умеренных или тяжелых нарушениях в рамках одной категории эффектов, которые продолжаются 1-3 года (диапазон — от нескольких дней до более десяти лет).
Участники также указывали, что побочные эффекты медитации влияли на их повседневную жизнь, и только 10% из них назвали негативный опыт незначительным. По словам исследователей, работа дополняет имеющиеся данные о возможных отрицательных последствиях духовных практик.
О медитации
Специализированные словари и энциклопедии дают множество определений термина «медитация», которые позволяют рассматривать ее как психические упражнения, используемые в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики, или же особое психическое состояние, возникающее в результате этих упражнений (или в силу иных причин).
Медитация с древности является частью духовной практики во многих религиозных традициях, особенно распространена в буддизме и индуизме, является важной составляющей йоги.
Существуют различные техники медитации. Во время медитации практикующему обычно требуется принять определенную позу. Объектом концентрации обычно служат ощущения внутри организма, внутренние образы, реже эмоции. Иногда объектом концентрации может быть внешний физический предмет. Медитация может сочетаться с дыхательными упражнениями.
Начиная с 1960-х годов, медитация все больше стала привлекать к себе внимание на Западе, стала предметом разнообразных научных исследований, неоднородных по строгости и качеству. В более чем тысячи опубликованных научных исследований различных методов практики была найдена связь между медитацией и изменениями в обмене веществ, кровяным давлением, мозговой активностью и другими процессами в организме.
Сейчас медитация широко применяется как психотерапевтическое средство для снятия психического напряжения, физической боли и как метод борьбы со стрессом, в том числе в клинических условиях. Часто используется также с целью релаксации и как дополнение к другим упражнениям по релаксации.
Исследование правительства США в 2007 году показало, что почти 9,4 % взрослого населения США (более 20 миллионов человек) практиковало медитацию в течение последних 12 месяцев. Для сравнения — в 2002 году практиковало 7,6 % (более 15 миллионов человек).
Источник: http://iriney.ru/