Что такое псевдоправославие и как не попасть в тоталитарную секту? Об этом и о многом другом говорил известный православный писатель, историк и сектовед Александр Дворкин на пресс-конференции в Туле
В роли Пимена
Александр Дворкин — один из самых известных исследователей религиозного сектантства, общественный деятель и борец с деструктивными сектами, церковный историк, автор 10 книг и более 450 публикаций. В середине 70-х уехал в эмиграцию в США. Работал на радиостанции «Голос Америки». В настоящее время Дворкин — профессор православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. С апреля 2009 года Александр Леонидович возглавляет Совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ.
Одна из самых известных книг Дворкина — монография «Иван Грозный как религиозный тип» — во многом определила концепцию фильма «Царь» Павла Лунгина. Прочитав ее, режиссер фактически переписал первоначальный сценарий и предложил Александру Леонидовичу стать консультантом картины. Дворкин помогал редактировать сценарий, выступал в качестве эксперта во время съемок. И даже снялся в эпизодической роли архиепископа Пимена Черного — идеолога реформ Ивана Грозного. В конце жизни Пимен попал в опалу — Иван Грозный заподозрил его в измене и заточил в Венев-монастырь, где несчастного посадили на ошейник, здесь же он умер…
В наш город Александр Дворкин приехал по приглашению Тульского городского миссионерского отдела и по благословению митрополита Тульского и Белевского Алексия. В программу визита были включены встречи, лекции, пресс-конференции, демонстрация фильма «Царь», а также паломническая поездка в тот самый Венев-монастырь.
Молитва от геморроя
К приезду Дворкина миссионерский отдел приурочил открытие выставки «Осторожно, псевдоправославие!». Экспозиция расположилась в церковном доме при Свято-Вознесенском храме. Здесь представлены материалы, рассказывающие о существующих сегодня в России самых разных, в том числе опасных и далеких от истинной веры культах. При этом часто маскирующихся под традиционное православие.
В центре экспозиции — иконы с изображениями новых «святых». Кого только сегодня не канонизируют! Трудно себе представить, что должно твориться в душе и голове человека. если он способен молиться образу Ивана Грозного, Григория Распутина, Иосифа Сталина, Адольфа Гитлера, Генриха Гиммлера… На иконах изображены лики не только кровопийц всех времен и народов. Есть и другие, впрочем, не менее неожиданные персонажи — например, Альберт Эйнштейн и Игорь Тальков.
На выставке также можно увидеть богатую и разнообразную подборку псевдодуховной периодики и литературы — с рассказами о новоиспеченных «святых» старцах и младенцах. Есть и так называемая «Стена раскола» — эта часть экспозиции посвящена деятельности бывшего епископа Чукотского Диомида и бывшего митрополита Киевского Филарета.
Выставка производит гнетущее впечатление: остается только изумляться способности наших людей верить во всякий бред. Например, в хлеб Святой Матронушки или в специальную молитву «от геморроя».
— Эта проблема шире, чем кажется, — считает Александр Дворкин. — В нашей стране повсюду распространено сектантское мышление. Раньше я говорил, что воцерковленный православный христианин не может попасть в секту. Но после истории с пензенскими «закопанцами», когда группа людей вслед за своим «учителем» скрылась в землянке и ждала конца света, я уже в этом не убежден. Как оказалось, эти люди ходили в православный храм, исповедовались, причащались…
Что за люди попадают в секты? Дворкин подчеркивает, что иммунитета нет ни у кого. Наиболее уязвим человек в состоянии стресса, оказавшийся в сложном положении. Некоторых «ловят» на заманчивое предложение — например, уроки английского языка, курсы по древневосточной духовности или тренинги на тему, как сделать карьеру или устроить личную жизнь.
Батюшка — вампир
— Александр Леонидович! Сегодня даже на телевидении есть передачи, где целители и маги в прямом эфире «лечат», «восстанавливают карму», «возвращают мужей/жен» — и все это на фоне крестов, свечек и икон. Можно ли с этим бороться?
— В настоящее время в Государственной думе разрабатывается закон, который должен положить конец этой вакханалии. Однако даже сегодня некоторые дела можно довести до суда. Надеюсь, в случае с «целительницей» Антоненко, которая заявляет, что лечит рак, так и произойдет. Многие люди ей верят — и умирают… Что же касается телевидения, то оно не только отражает, но и само формирует сознание. Наше российское телевидение формирует эклектизм сознания…
— Такое сознание — это примета России или в других странах процент людей, склонных верить во все что угодно, приблизительно одинаков?
— Это в принципе характерно для современного постмодернистского общества. В США проводился опрос: около 60% граждан верят в гороскопы и переселение душ. У нас такое исследование не проводилось, но, думаю, процент был бы значительно выше. Ну что вы хотите, если православный верующий может сказать: «Какой у вас прекрасный храм, энергетика хорошая, видимо, батюшка — донор. А в том храме энергетика не очень, наверное, батюшка — вампир».
Главный способ борьбы с жуткой и небезопасной мешаниной в сознании — конечно, просвещение, считает Дворкин. Образованный человек, знающий религиозную традицию своего народа, более защищен — у него развит духовный вкус. «Если ребенок воспитан на классике, ему не понравится попса, — убежден Александр Леонидович. — А секта — это и есть религиозная попса».
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Сергея ШМУНЯ
Источник: http://mk.tula.ru/