На совещании с членами Совета безопасности 18 августа президент Белоруссии Александр Лукашенко критически прошёлся по пунктам оппозиционной программы. И, в частности, высказался по поводу «восстановления Белорусской автокефальной православной церкви» в противовес Белорусскому Экзархату Московского патриархата. «Мы всегда гордились, что у нас межконфессиональный мир, что никто никому не мешает. Ни православным, ни католикам. Мусульмане у нас довольные живут, иудеи и так далее. Мы сейчас окунемся в войну, борьбу межконфессиональную, и на этой почве, и межнациональной. И получится то, чем мы всегда гордились, будет отклонено и опозорено», – цитирует Лукашенко БЕЛТА.
С этой программой под названием «Реанимационный пакет реформ» произошли интересные метаморфозы. Она была представлена в открытом доступе в сети. Но потом исчезла. И это не удивительно, поскольку белорусские оппозиционеры пытаются убедить всех, что они никакие не националисты и тем более не русофобы, никаких планов по разрыву отношений с Россией нет, а потому в Белоруссии никакой не майдан, а некий «мирный протест». Однако «Реанимационный пакет реформ» наглядно демонстрирует настоящие цели, преследуемые той оппозицией, которая выводит людей на протесты под БЧБ-флагами. И в их числе «восстановление “Белорусской автокефальной православной церкви” как национальной альтернативы Белорусскому Экзархату РПЦ» – так и написано в «пакете реформ», доступным с некоторого времени лишь в кэшированной версии.
В последний раз «Белорусскую автокефальную православную церковь» (БАПЦ) «восстанавливали» немецко-фашистские оккупанты во время Великой Отечественной войны. Как известно, религиозная политика Третьего рейха на оккупированных территориях представляла собой поддержку и создание всевозможных сект и течений, как и всемерное поощрение расколов. Цель – отвлечение населения от Русской православной церкви и ослабление её влияния. Именно поэтому фашисты поощряли деятельность «Украинской автокефальной церкви», а на территории Белоруссии 30 августа 1942 года оккупантами был созван Минский собор, где и было официально заявлено о «восстановлении» БАПЦ. Но просуществовало это псевдорелигиозное сборище недолго. С продвижением советской армии-освободительницы на запад автокефалисты уходили вместе с войсками вермахта. Сначала на запад Белоруссии, потом – Европы, а после оказались в США и Канаде. На территории же Белоруссии БАПЦ перестала существовать в 1944 году.
Оказавшись в эмиграции, основная часть приверженцев БАПЦ и что немаловажно – духовенство – влились в состав Русской православной церкви за границей. Мотивировали такой шаг покаявшиеся автокефалы тем, что фашисты заставили их принять то, к чему они никогда не стремились. Казалось бы, можно ставить точу на истории БАПЦ. Но среди её адептов были и националисты, не желающие отказываться от местного варианта самостийности, «белорусской автокефалии». За помощью в формировании собственной структуры они обратились к самосвятам из «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ), – она и стала «матерью» для белорусских автокефалистов.
Возможно, именно украинскому влиянию обязана БАПЦ своему дроблению на несколько «церквей». Причём каждая часть имеет полный набор «священноначалия», что никак не скажешь о прихожанах – их практически нет. В принципе, эти группы вполне можно считать чем-то вроде сект. История расколов и слияний внутри БАПЦ сложна и запутана.
Можно говорить о двух независимых друг от друга и даже враждующих группировках: БНАПЦ (Белорусская народная автокефальная православная церковь) и БАПЦ. Среди них наиболее известна БАПЦ, которой руководит некто Святослав Лонгин.
Несмотря на то, что эта структура на словах пытается вести свою «иерархию» со времен Литовского князя Гедимина и даже присвоила Лонгину титул архиепископа Новогрудского, на самом деле она происходит из недр американского филиала «киевского патриархата» Денисенко. Родился Святослав, он же Вячеслав, Лонгин на Украине. Присоединился к раскольникам-филаретовцам в 1994 году, закончил их «семинарию» в Киеве на Михайловской площади. Затем был отправлен «Филаретом» Денисенко в Америку, где на протяжении года учился на теологическом факультете Манитобского университета в Канаде. И в 2000 году стал «диаконом» БАПЦ.
В рядах белорусских самосвятов карьера Лонгина развивалась стремительно: в 2008-м он уже «архиепископ Новогрудский». В настоящее время проживает в США, служит в Бруклине. Тут у БАПЦ есть даже «кафедральный собор» святого Кирилла Туровского – здание, приобретенное в 1957 году у пресвитерианской протестантской общины. За все прошедшие после покупки десятилетия православный вид молитвенный дом протестантов так и не приобрел. С началом миллениума этот «собор» является центром БАПЦ. И еще одна деталь – под легализацию украинских самосвятов из УАПЦ в Америке, которую провел Фанар, подпали и белорусские автокефалисты. Таким образом, группировка Лонгина под названием БАПЦ обрела канонический статус в составе Экуменического патриархата. Но, так же как и в случае с украинскими самосвятами, легализована без покаяния. То есть в нарушение православных канонов.
После распада Советского Союза белорусские автокефалы потянулись на малую родину. Как и украинские националисты, они принялись было «учить жизни» белорусов. Но без какого-либо успеха, в отличие от Украины.
Но очень интересно, что в Белоруссии в начале 90-х появилась своя «автокефальная церковь», то есть уже третья, условно говоря, БАПЦ. И основал её тоже украинец бывший священник РПЦ Иван Спасюк. Её, конечно же, не признают две другие структуры, тем не менее группа Спасюка входит в некий «Всемирный Американский патриархат», представляя в нём Белоруссию.
Так что на сегодняшний день можно говорить о трёх «белорусских автокефальных церквях». Какую из них собираются «восстанавливать» на этот раз?
Впрочем, Фанар никогда не гнушался перспектив объединения разных псевдоправославных групп в единый конгломерат. Как мы помним, на Украине под формирование СПЦУ на основе раскольников-филаретовцев подмяли самосвятов-автокефалистов. Во главе поставили «Епифания» Думенко в должности митрополита. И вот он уже учит «братьев-белорусов», как им получить свой томос.
Ведь и Белоруссия частично входила в состав той самой Киевской митрополии, принадлежность которой Московскому патриархату, самовольно отменили на Фанаре спустя несколько столетий. Но фанарские чиновники уже поспешили «поправить» Думенко – белорусские националисты от религии могут рассчитывать только на статус автономии.
Фанаризация православия в Белоруссии предполагает полное поглощение Константинополем. Даже без какой-то видимости автокефалии, как это было на Украине. И это надо иметь в виду тем некоторым священникам Белорусской православной церкви (БПЦ), которые готовы прельститься идеей ложной независимости.
К тому же сегодня у Белорусской православной церкви есть более важные дела, чем слушать лукавые фанарские посулы: она молится о мире в стране, посещает пострадавших в больницах и задержанных в СИЗО.
А Синодальный отдел по взаимоотношениям церкви и общества выступил с разъяснением по поводу участия верующих в уличных протестах, где говорится: «Православная Церковь полагает неприличествующим своей миссии призыв к участию или неучастию в политических акциях, но решительно осуждает все виды насилия, разжигания ненависти и нетерпимости в чей бы то ни было адрес … Церковь призывает к скорейшему восстановлению мира, единству и взаимопониманию». И призывает: «Храните веру в милосердие Божие, пребывайте в надежде и возгревайте в своих сердцах любовь к Богу и ближним! Берегите себя и тех, кто Вам дорог, не поддавайтесь на провокации, лукавые призывы и посулы, но во всяком деле поступайте, руководствуясь Евангельским нравственным законом и законодательством Республики Беларусь».
Источник: https://odnarodyna.org/content/prizrak-bapc-zabrodil-po-belorussii