В постсоветский период в нашей стране начали активно возникать в силу разных причин объединения новых язычников, или, как принято теперь их именовать, неоязычников
Новая философская энциклопедия определяет неоязычество как широкое и разнородное по составу современное религиозное направление, возникшее на основе магизма, шаманизма, мифологии и сатанизма и претендующее на осмысление и разрешение проблем личности и общества, чего, как утверждают последователи неоязычества, невозможно добиться с помощью традиционных религий или современной науки [1]
Многие российские неоязычники заявляют, что они следуют тем верованиям, что были у наших предков более тысячи лет назад. Но это не так. Источников, описывающих детально те древнеславянские религиозные верования нет. Есть обрывистые сведения, сохранившиеся в народных преданиях и сказках, да теории современных ученых. Вот из этого и конструируют современные «язычники» свои верования, создавая на самом деле религии-новоделы.
Конечно, эти порочные метания отдельных представителей современного российского общества не обошли и Тульскую область. Как и в других регионах России, у нас так же есть неоязычники. Как показывают проводимые специалистами Миссионерского отдела Тульской епархии исследования, их не так много. Но и при малом своем количестве неоязычники способны заметно деструктивно влиять как на отдельных людей, так и на общество в целом.
В Туле и области, начиная с 1990-х годов и по сей день, не возникло ни одного многочисленного и заметного объединения неоязычников. Почти все общины неоязычников, появившиеся в Тульской области в 1990-е и в первом десятилетии 2000-х годов, в настоящее время не проявляют никаких признаков своего существования. Они были малочисленны, костяк некоторых из них в лучшем случае составляли 15 – 20 человек. Малочисленны и ныне действующие тульские неоязыческие объединения, число членов которых зачастую не превышает и десятка человек. Бывало, и периодически случается и теперь, что на те или иные «славянские праздники», справляемые относительно активной неоязыческой общиной за городом на природе, могли собраться от 40 до 100 человек. Но, как правило, эти десятки человек являются либо просто зеваками, любящими посмотреть что-то необычное, либо т.н. «ролевиками» – теми, кто примеряет на себе различные образы (в т.ч. и образ язычника) и участвует в каких-то сюжетных действах в качестве развлечения. Проявлению временного интереса разных категорий граждан к неоязыческим мероприятиям еще способствует и то, что сектанты наряжаются на таких праздниках в стилизованные под древнеславянские одежды, совершают некие «таинственные» обряды, в т.ч. и с жертвоприношениями домашних птиц, весело проводят время на природе, играя в старинные подвижные игры.
В 2004 году, благодаря тульской газете «Слобода», стало известно о существовании в Туле неоязыческой общины «Крыница». Журналисты газеты побывали на одном из выездных культовых мероприятий секты в Тульской области и с восторгом сообщили об этом своим читателям. Сообщалось, что «Крыница» была сформирована в 2002 году. На момент публикации статьи в «Слободе» костяк общины составляли 20 человек. Как раз на выездные мероприятия этой неоязыческой секты собиралось иной раз до 100 человек. «Крыничники» устраивали в лесах Тульской области неоязыческие культовые действа. Сами изготавливали из бревен статуи свих «божков» для капища, шили обрядовые костюмы. «Крыницу» наполняли люди разных специальностей: менеджеры, продавцы и проч. Были среди них и студенты ВУЗов. В группу вместе с родителями входили и несовершеннолетние дети. На некоторых обрядовых мероприятиях «крыничники» приносили в жертву петухов. Лидером общины значился некий «волхв» Мстислав, «мирское» имя которого Алексей.
В настоящее время о данной общине ничего неизвестно, не наблюдается активность «крыничников» и в сети Интернет. Можно с большой долей вероятности предположить, что данное объединение неоязычников прекратило свое существование.
Так же, благодаря статье в еще одной тульской газете «Новотульский металлург», стало известно о небольшой группе неоязычников, возглавляемой жителем Тулы Андреем Соколовым. Эта группа неоязычников так же справляла в лесах тульской области разного рода неоязыческие обряды, в том числе и обряд «перекрещивания» людей или, как они его именовали, обряд «изгнания из человека Христа». Сектанты изготавливали деревянных божков, одевались в «старорусские» одежды, устраивали совместные купания нагишом. Кроме того, одно время они увлекались расписыванием каббалистическими знаками заброшенной колокольни разрушенного православного храма близь деревушки Дорогонька под г.Одоевым.
Лидер группы Андрей Соколов представлялся «жрецом Божеславом». В упомянутой выше статье газеты «Новотульский Металлург» №38 от 9 июня 2005 года А.Соколов говорил о себе так: «В СССР я был «тенденционистом» – это чуть лучше «диссидента», т.е. «невыездной» и без возможности сделать карьеру. В России – я нищий, невостребованный специалист. Обе фазы жизни моей родины не достойны того, чтобы чтить ее законы и порядки. Что касается законов духа – я их чту превыше своей выгоды…».
На момент публикации статьи в группе А.Соколова состояли не более 10 человек в возрасте около 30 лет. В настоящее время о данном неоязыческом объединении ничего неизвестно.
В первое десятилетие 2000-х годов на страницах Интернет-ресурсов таких относительно крупных российских объединений неоязычников как «Круг языческой традиции» (КЯТ) и «Союз Славянских Общин Славянская Родная Вера» (ССО СРВ) содержались очень скупые сведения о том, что в Тульской области имеются неоязыческие общины, ставшие членами этих объединений.
Так, в «Круг языческой традиции» входила тульская неоязыческая секта «Тульская ведическая община».
Возглавлял эту общину некий «верховода» Мечислав. Так же, по состоянию на июль 2002 года, в общине значился второй «волхв» и «воевода» с культовым именем «Iрбисъ».
«Тульская ведическая община» так же прекратила свое существование, и случилось это достаточно давно.
Еще одна неоязыческая секта, о которой было известно в тот же период времени, – это группа, входившая в «Союз Славянских Общин Славянская Родная Вера» и в объединение «Земля Вятичей СРВ». Как она называлась – не известно, и по некоторым данным, она так же прекратила свое существование.
Вообще, кроме этой общины, от Тулы в «Союз Славянских Общин Славянская Родная Вера» до 2010 года вступали еще три общины неоязычников и, спустя небольшой промежуток времени, исчезали. По состоянию на 2016 год в Тульской области нет общин, состоящих в ССО СРВ. На сайте «Союза Славянских Общин Славянская Родная Вера» значится только, что в Туле в настоящее время имеются т.н. «подворья» ССО СРВ. Что собой представляют данные подворья, там не расшифровывается. Вероятно, под «подворьями» подразумеваются отдельные тульские неоязычники, сочувствующие идеологии ССО СРВ.
Важно отметить, что идеология «Союза Славянских Общин Славянская Родная Вера» националистическая, расистская. У неоязычников этого объединения слова «славянин» и «родновер» оказываются синонимами. Славянское язычество представляется единственным источником национальной славянской идентификации. Христианство же, напротив, видится как религия, навязанная извне иудеями, не способная противостоять глобализму. «Одна Родина, одна кровь, один язык, одна вера!» — вот лозунг ССО СРВ [2]
Соответственно, для ССО СРВ недопустимо сопоставление или прямое смешивание языческих традиций разных индоевропейских народов, что можно встретить в «Круге языческой традиции» и в других нативистских организациях. Отсутствие толерантности в идеологии ССО СРВ и жесткое харизматическое лидерство основателя ССО Казакова существенно замедляют рост Союза. Приток членов в ССО СРВ осуществляется за счет профашистски настроенной молодежи. Благоприятной средой влияния идеологии национал-нативизма являются группировки скинхедов [3]
Говоря о профашистких идеях в современном неоязычестве, стоит упомянуть тульского неоязычника-одиночку с культовым именем Чернобор. Он не входит ни в какие общины и является, с его слов, «сторонником автономного сопротивления». Чему конкретно Чернобор оказывает сопротивление, он не уточняет, но, судя по всему, это сопротивление оказывается, прежде всего, Православию. У Чернобора, с его же слов, много соратников по городам России, Украины и Польши. Он с ними поддерживает контакты. Справлять неоязыческие «требы» и праздновать «славянские» праздники он предпочитает в кругу соратников вне Тульской области, т.к., с его слов, люди там серьезнее. В своих электронных письмах Чернобор подписывается числом «14/88», т.е. кодовым лозунгом т.н. «белых националистов», в котором число «88» означает приветствие немецких фашистов «Хайль Гитлер!».
По состоянию на 2015 год в Туле и области проявляли пусть и незначительную активность следующие неоязыческие группы: община «Даждьбожьи внуки», «Тульская община родноверов «Перуница», община «Руница», «Концептуально-языческая община «Здравница», община «Громоцвет» (г.Алексин) и группа славяно-горицкой борьбы.
Как и прочие неоязыческие секты в Тульской области, община «Даждьбожьи внуки» невелика. В ней состоит около 10 человек. Представители общины ездят по всяким сборищам неоязычников, проходящим в других областях. На различные организуемые сектой выездные неоязыческие мероприятия в тульских лесах, бывает, собирается до 40 человек. Одно время община входила в объединение неоязычников «Ярга», но в результате разногласий оттуда вышла. В настоящее время «Даждьбожьи внуки» действуют самостоятельно, поддерживая тесные связи с рязанскими и обнинскими неоязычниками.
Основным направлением своей деятельности активисты секты считают: «изучение Преданий наших Славных Предков, проведение наших Славянских Праздников, почитание Славянских Богов, изучение музыкальной традиции наших Славных Предков, создание экопоселения на принципах полного самообеспечения» [4]
При этом не очень ясно, основываясь на чем они планируют изучать верования славян дохристианского периода, если никаких источников описывающих в подробностях их верования нет.
«Даждьбожьи внуки» периодически посещают небольшое поле, расположенное в Кимовском районе Тульской области. На этом поле хаотично лежат довольно крупные камни. Это скопление камней неоязычники именуют «храмом Велеса» или «Светилищем». С их слов, находясь среди этих камней можно услышать легкое гудение, исходящее от них.
Так же в настоящее время слабую активность проявляет «Тульская Община Родноверов «Перуница». По замыслу организаторов данной неоязыческой секты, «Тульская Община Родноверов «Перуница» ставит своей главной задачей осмысление Наследия наших Предков, возрождение Древней Славянской Традиции на Тульской земле, а также объединение сторонников Родной Веры, развитие Родноверческой духовности. Община создана для объединения АКТИВНЫХ людей, готовых своими действиями поддержать и развить Родноверие в Туле» [5]
Далее организаторы этой общины пишут: «Тульская Община Родноверов «Перуница» разделяет взгляды Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры (ССО СРВ) и Содружества Общин ВЕЛЕСОВ КРУГ, а также вольных родноверов» [6]
«Перуничники» не признают таких «экзотических» неоязычников как инглики, «КПЕшники» и т.п. В прошлые годы встречи активистов этого объединения проходили 1-2 раза в месяц по воскресеньям.
В общине есть «верховода», «старейшина» и «распорядитель». Что касается количества членов этой секты, то, судя по всему, вышеперечисленными тремя ее активистами она и ограничивается.
Проявляет малую активность еще одна тульская неоязыческая секта «Руница». В ней состоит примерно 10 человек. В настоящее время «верховодой» Тульской общины «Руница» является жительница Санкт-Петербурга. Данная община входит в так называемый «Союз Родноверческих общин Тульской области «Круг Вятичей». Известно, что «верховода» «Руницы» в Туле выступала с музыкальной группой «Spiritus Lacum» в проекте «Тульский троллейбус творчества «Субботняя улитка». Несколько лет назад на неоязыческих форумах в сети Интернет проявлял активность член «Руницы» с культовым именем «Яромудр».
Как было указано выше, «Руница» входит в небольшое объединение неоязычников, именуемое «Союзом Родноверческих общин Тульской области «Круг Вятичей»
В данном объединении, помимо «Руницы», состоит еще одна община неоязычников из г.Алексина Тульской области «Громоцвет». Этими двумя сектами данное объединение и ограничивается.
Алексинская неоязыческая община «Громоцвет» так же невелика. В нее входят около 10 человек. Активистом группы является некий Велеслав. Помимо «Круга Вятичей», указанная группа числится еще в одном неоязыческом объединении – «Родовой Союз Славян» (РОСС). Известно, что одним из создателей РОСС был К.П.Петров – основоположник оккультной секты-политической партии «Курсом Правды и Единения» (КПЕ).
Возле деревни Журавлевка Ленинского района Тульской области «Круг Вятичей» имеет капище «Велесовой рощи», где установлены неоязыческие истуканы. Там сектанты справляют различные культовые обряды и праздники, например, «Перунов день». На странице группы «Круга Вятичей» в соцсети «ВКонтакте» активист этого неоязыческого объединения оставил однажды довольно забавную запись, касающуюся их совместного капища: «НаРОД! Я сегодня был на капище! Там были чужие. Осталась пачка от сигарет и бутылка из-под портвейна. В лагере выгребли полностью мелочь из горшка «общинного фонда» На капь Велеса положили гриб (гриб сгнил и дерево потемнело) и выдернули рога. Я уже отремонтировал рога. Благо, то само капище никто не осквернил, там следов не осталось» [7]
В будущем неоязычники этого объединения планируют свой союз зарегистрировать.
В соцсети «ВКонтакте» существует страница еще одного объединения тульских общин неоязычников под названием «Тульское Сообщество Славянских Общин». Сколько неоязыческих групп объединяет указанное сообщество – не известно. Известно, что сформировалось оно осенью 2012 года. Решение о начале работы указанной выше страницы было принято на четвертом «меж общинном вече» тульских общин 29 сентября 2012 года [8]
Из этого следует, что тульские неоязычники из разных общин ранее собирались на некие «меж общинные вече».
Сейчас практически не проявляет никакой активности еще одна тульская неоязыческая секта «Концептуально-языческая община «Здравница».
«Здравница» – это довольно экзотическая неоязыческая секта. Ее члены именуют себя «ведрусами, поддерживающими ведическую культуру, как целостное мировоззрение» [9]
О себе члены «Здравицы» пишут: «Мы увлекаемся самыми разными вещами, это: ведическая культура, русское язычество, астрология, астрономия, история, система знаний – Концепция Общественной Безопасности и многое другое! Очень поддерживаем и любим людей с интересными философскими взглядами, которым есть что рассказать и поделиться своей точкой зрения в отношении многих вещей!». [10] Одним словом увлечения тульских «ведрусов» – идеологическая «каша», причем низкопробная.
Известно, что в 2011 году тульские «ведрусы» планировали праздновать «Ивана Купалу» под Венёвом на природе. Возможно там, где ранее предположительно располагалось капище описанной ранее неоязыческой секты «Крыница».
В настоящее время активность группы очень низкая. В группе состоит 2-3 человека.
Говоря о распространении неоязыческих взглядов в Туле, стоит упомянуть т.н. группы (секции) Славяно-горицкой борьбы (СГБ). В Туле такие секции в прошлые годы организовывались довольно часто. Они действовали в школе №1 (район Заречье), школе №4 (Советский район) и др. Детям, обучавшимся в этих группах, помимо преподавания искусства борьбы, предлагалась и неоязыческая «философия».
В настоящее время (2016 год) известно о существовании в Туле клуба «Славяно-горицкой борьбы», активистом которого является «старейшина» тульской неоязыческой группы «Перуница». У клуба есть закрытая группа в социальной сети «ВКонтакте».
Была информация о том, что раньше в Тульской области существовала неоязыческая «воинская дружина «Славь», но сейчас ее нет. Вообще, тема военизированных объединений неоязычников очень актуальна. Достаточно вспомнить какую роль такие объединения сыграли в недавнем государственном перевороте на Украине, и как они себя проявили позже в Донбассе. Деятельность украинских неоязычников вызвала полное сочувствие и у ряда тульских неоязычников. И тому есть пример. В 2015 году в Туле на некоторых улицах города были расклеены листовки украинского неоязыческого профашистского батальона «Азов».
В листовках, помимо символики «Азова», имелась и надпись на английском языке: «Good Night White Pride». Данное словосочетание переводятся следующим образом: «Спокойной ночи, белая гордость». «White Pride» («Белая гордость» ) – это ссылка на современную идеологию ультра-правых, которая уже не столько говорит об «арийцах» или «германцах», сколько о «белой расе», которая якобы находится под угрозой исчезновения.
«Азов» известен не только профашистской ориентацией, но и неоязыческой. «Интерфакс-Религия» в свое время приводил обращение командира «Азова» Андрея Билецкого, известного среди своих соратников как «Белый вождь», к новобранцам во время присяги на Софийской площади в центре Киева: «Если кто-то из нас погибнет в бою, то в Вальхалле нас ждут наши предки!».
Тот же информационный Интернет-ресурс сообщал, что «Азов» вырос из присоединившихся к Билецкому активистов правых организаций и футбольных болельщиков. 22 июня 2014 года представители батальона приняли участие в праздновании дня Ивана Купалы, проводимом т.н. «Русским православным коло» (неоязыческое украинское объединение). На сайте этого неоязыческого объединения идет сбор денег «на поддержку воинов-родноверов в батальоне «Азов». В него же влилась неонацистская группировка «Misanthropic Division», девиз которой – «Убивать за Вотана».
По некоторым данным эти листовки расклеивали в Туле несколько человек, разделяющих неоязыческую идеологию.
Пропагандой неоязычества в Туле занимался и скандально известный тульский магазин «Тула-Пресс», где можно было, помимо прочих неоязыческих изданий, приобрести и такой печатный орган российских неоязычников как «Общероссийский журнал «Родноверие».
Эффективным способом донесения неоязыческих воззрений до молодежи являются создаваемые неоязычниками музыкальные группы. Такие группы есть и в Тульской области. Например, группа «Велимор», созданная в 2000 году в г.Новомосковске Тульской области. Группа выпустила несколько альбомов, последний датируется 2006 годом. Один из почитателей данной группы на просторах Интернета писал о стиле музыки «Велимора» следующее: «… тот же блек только тексты с упором в скинхедскую идеологию вперемешку с язычеством – Велимор например ярчайший представитель, группа из Новомосковска» [11]
В последние годы «Велимор» выступает редко, сайт группы в сети Интернет закрыт.
Кроме «Велимора», в Тульской области еще есть аналогичные музыкальные группы, правда менее известные.
В Новомосковске Тульской области, помимо названной неоязыческой музыкальной группы, несколько лет назад была отмечена активность группы неоязычников «Перуновы дети».
Рекламный стенд группы был даже размещен в новомосковском парке. Текст этого рекламного стенда зазывал всех желающих в некий «клуб реконструкции». Известно, так же, что один из активистов данного неоязыческого объединения, именующий себя «Светославом», в сети Интернет называл указанное объединение «славянским этно-спортивным клубом «Перуновы дети» и «славянской дружиной». Собрания «Перуновых детей» проходили в помещении школы №4 г.Новомосковска. Сейчас никакой активности группа не проявляет.
Есть в Новомосковске и т.н. индивидуальный участник российского неоязыческого объединения «Круг Языческой Традиции». Это житель Новомосковска активно участвующий в жизни указанного неоязыческого объединения,культовое имя его не известно.
Неоязычники в Тульской области выделяют для себя несколько особых «исторических» культовых мест. Помимо упомянутого выше «храма Велеса», почитаемого членами общины «Даждьбожьи внуки», есть например, на склоне долины реки Красивая Меча недалеко от села Козье Ефремовского района Тульской области т.н. «Конь-камень». «Конь-камень» – мегалит в скоплении валунов (кварцитовидный песчаник) весом около 20 тонн и размером в поперечнике более 5 метров. Он будто бы стоит на трёх других камнях и напоминает своей формой конскую голову, откуда, собственно, и пошло название.
Неоязычники и просто суеверные люди этому камню приписывают удивительные свойства. Утверждается, что женщины, немного посидев на этом камне, могут после долгих неудач, наконец, зачать ребёнка. Мужчины, посидев на «Конь-камне», увеличивают свою мужскую силу. За этим до сих пор к этому камню приезжают люди. Одно из поверий гласит, что сидеть необходимо именно с восточной стороны, лицом на восток. Ещё одно поверье гласит, что вода, скапливающаяся с восточной стороны каменной гряды, имеет целебную силу. Известным ритуалом, который существовал вплоть до XX века, было опахивание земли вокруг камня, чтобы предотвратить падёж домашней скотины и отвратить от животных различные болезни [12]
По некоторым данным в деревне Козье проживает неоязычник, который «опекает» этот камень.
Есть в Тульской области и т.н. «Бож-камень». Расположен он между селом Селиваново и городом Щекино. Известно, что это место издавна посещали окрестные бабки. Лили на него воду, читали заговоры, а потом собранной водой «лечили» всяческие хвори и варили на ней «приворотные зелья». Тульский историк Владимир Зайцев считает, что этот камень был языческим жертвенником. На это, по его мнению, указывают специально выдолбленные в камне отверстия.
Но никаких точных данных о том, что эти камни в древности имели какое-либо культовое значение для живших здесь славян, нет. Но это не столь важно для современных неоязычников, они без особых трудностей готовы наделить «историческим» культовым значением любой понравившийся им необычный предмет.
В 2008 году в Тульской области был зафиксирован смертельный случай, связанный с неоязыческими верованиями. Большой резонанс в обществе вызвал случай самосожжения неоязычника из поселка Шварцевский Киреевского района по имени Роман. 31-летний мужчина страдал психическим расстройством. Он ушел из дома, оставив предсмертную записку, которая и помогла его обнаружить. В записке была нарисована карта-схема с отмеченным на ней полем в нескольких сотнях метров от трассы «Дон». На месте, указанном на карте, и было обнаружено обгоревшее тело Романа. Рядом валялась бутылка из-под скипидара. С двух сторон от обгоревшего тела лежали нож и меч. Все указывало на ритуальный характер самоубийства: в нескольких метрах от трупа нашли специально сооруженное Романом обгоревшее капище: сложенные друг рядом с другом стволы молодых деревьев и завершающую их покрышку от грузового автомобиля. Текст предсмертной записки, оставленной погибшим, также указывает на неозыческий ритуал: «Ну вот и пришло время уйти! Похороните прах в поле на том месте, где я вознесся в огне. Не по христианскому обычаю, а по древнеславянскому обычаю Бога Велеса, сына Сварога». Весь год до своего самоубийства Роман просидел в Интернете.
Действительно, Интернет стал сейчас основным местом пропаганды различных сект, в том числе и неоязыческих.
Хотя неоязычество в Тульской области и не получило большого распространения, все же, как мы убедились, неоязычники в области есть, и они осуществляют определенную деятельность. При относительно малой своей численности они все же действуют в соцсетях, участвуют в работе разного рода Интернет-форумов. Привлекают людей к участию в своих ритуальных мероприятиях. Всего же по нашим данным в Туле и области действительно убежденных неоязычников немногим более 50 человек. Отрадно и то, что особых предпосылок для увеличения их числа в настоящее время и в ближайшем будущем нет.
Заместитель руководителя Миссионерского отдела Тульской епархии
Алексей Ярасов
Источник: http://tulaeparhia.ru/
[1] Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. [2] Доклад на секции «Тоталитарные секты и методы противодействия им» – XI Рождественских образовательных чтений (30 января 2003 г.): [Электронный ресурс] // Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева. М., 2010-13. URL: http://mission-center.com/netraditsionnie/508-neoyzichestvo/10047-netr-neoyz-doklad-2003 (дата обращения: 30.06.2016). [3] Доклад на секции «Тоталитарные секты и методы противодействия им» – XI Рождественских образовательных чтений (30 января 2003 г.): [Электронный ресурс] // Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева. М., 2010-13. URL: http://mission-center.com/netraditsionnie/508-neoyzichestvo/10047-netr-neoyz-doklad-2003 (дата обращения: 30.06.2016). [4] Община Даждьбожьи Внуки: [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/club10458381 (дата обращения: 19.06.2016). [5] Тульская Община Родноверов «Перуница»: [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/club29596495 (дата обращения: 19.06.2016). [6] Тульская Община Родноверов «Перуница»: [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/club29596495 (дата обращения: 19.06.2016). [7] Союз Родноверческих общин Тульской области «Круг Вятичей»: [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/club18720903 (дата обращения: 14.06.2016). [8] Тульское Сообщество Славянских Общин: [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/club43619355 (дата обращения: 14.06.2016). [9] «Концептуально-языческая община «Здравница»: [Электронный ресурс]. URL: https://new.vk.com/club15616114 (дата обращения: 30.06.2016). [10] «Концептуально-языческая община «Здравница»: [Электронный ресурс]. URL: https://new.vk.com/club15616114 (дата обращения: 30.06.2016). [11] Форум ИА vRossii.ru: [Электронный ресурс]. URL: http://vtule.ru/forum/t10619466 (дата обращения: 25.04.2012). [12] Конь-камень в Тульской области: [Электронный ресурс] // Языческий сайт Web-Капище. URL: http://web-kapiche.ru/208-kon-kamen.html (дата обращения: 30.06.2016).