Истории о неоязычестве батальона “Азов”*, а также поддержке таких религиозных воззрений со стороны официального Киева ходят в публичном пространстве уже довольно давно. Тема вновь всплыла недавно – зверства “Азова”* и кровавое видео с отрезанием головы во имя непонятного “бога” лишний раз напоминают – на Украине засели ополоумевшие сектанты. В том, что именно это за культы, кому и чему на самом деле поклоняются украинские неонацисты, а также чем это опасно для всех окружающих – в материале сектоведа Александра Чаусова.
После того как в Сети появился украинский пропагандистский видеоролик с актрисой Андрианной Курилец-Кметюк, “перерезающей” шею “человеку в тельняшке”, видимо, являющему собирательный образ русского солдата, многие эксперты стали говорить о том, что киевские власти практически официально поддерживают сатанизм и язычество. Особенно в контексте того, что героиня ролика говорит о некоем “проснувшемся под курганами Днепра”, спящем доселе “боге”, который будет убивать “оккупантов”. Это подтверждают и обширные расследования о языческих верованиях неонацистского бандитского формирования “Азов”*, а точнее о пути становления данной запрещенной в России экстремистской организации. Но в целом ничего нового в языческих верованиях и мотивах, которыми пронизано массовое сознание огромной части украинского общества, нет.
История возникновения
Если говорить о систематическом возрождении этого религиозного пласта на Украине, то истоки можно увидеть ещё в 30-х годах прошлого века. А именно в деятельности такого персонажа, как Владимир Шаян, именуемого в популярных источниках “санскритологом”. По его словам, он в 1934 году получил некое “откровение” на горе Грехит в Украинских Карпатах. После чего организовал секту “Родная вера”. Да, “родноверие” (нынче именуемое в Сети “долбославием”) как смесь неоязыческих культов пришло в Россию с Украины. А там, стоит напомнить, “Родной верой” всё не ограничилось. В 1931–1935 годах во Львове выходил журнал “Дажбог”, пропагандировавший со своих страниц соответствующие идеи для тогдашней украинской интеллигенции.
Здесь важно почеркнуть, что применительно и к этой истории почти столетней давности, и к нынешним родноверам, не важно – украинским или российским, термин “язычество” всё же применим с изрядной долей условности. Корректнее всё же говорить о “неоязычестве”. Поскольку, во-первых, о славянской мифологии и обрядовости дохристианской эпохи у нас очень мало сведений. Да и сама эта традиция была прервана в процессе христианизации Руси. А во-вторых, вероисповедание – это всё же определённая смена парадигмы мышления. Современному человеку крайне сложно поменять своё восприятие на такую далекую архаику. Хотя, забегая вперёд, скажем, что у “азовцев”* по ряду кардинальных пунктов это, кажется, получилось. И они “ухнули” в неолит в буквальном смысле, с головой.
Есть и ещё один важный мотив в истории неоязычества. Дело в том, что во многом весь этот “славянский пантеон” и образы поклонения ему были попросту выдуманы в XVIII–XIX веках. Историки и литераторы того времени фактически создали свою, “кабинетную мифологию”, которая, конечно, не претендовала на то, чтобы кто-то всерьёз поклонялся этим в большей степени литературным образам. Это мифотворчество выполняло тогда культурные и политические задачи. Однако, как оказалось, “ни одно хорошее дело не остаётся безнаказанным”.
Возвращаясь же к украинским “языческим тридцатым”, стоит напомнить, что потом туда пришла советская власть, у которой по поводу любой религиозности в то время было вполне однозначное и негативное мнение. Но мотивы неоязыческой обрядовости, замешанные именно на крови и смерти, остались. И снова вошли в обиход уже во время немецкой оккупации этой страны. При этом самым противоестественным образом смешавшись с “православной” ритуалистикой.
Речь здесь в первую очередь идёт о деятельности такой раскольничьей структуры, как “Украинская автокефальная православная церковь”, которая возникала в 20-е годы прошлого века, потом снова фактически прекратила своё существование, а затем вновь явила себя миру уже в сороковые. И в то время, эта самая УАПЦ самым тесным образом сотрудничала с украинскими националистами из ОУН-УПА**. Хотя даже “сотрудничеством” это можно назвать с натяжкой. Фактически украинские каратели из УПА приказывали, что делать и что не делать, как и за кого молиться “клирикам” УАПЦ. Соответственно, появились в этой “церкви” и новые, весьма специфические обряды.
Так, в докладной записке “О положении православной церкви и деятельности духовенства в Ровенской области”, написанной начальником 2-го управления НКГБ Украинской ССР Павлом Медведевым, говорится следующее:
Летом 1943 года в церквях Домбровского района с помощью духовенства были организованы специальные богослужения, на которых освящались ножи для уничтожения ими польского, еврейского населения и советских партизан.
Что касается поляков, то по некоторым версиям именно это оружие широко использовалось в Волынской резне. Ещё одна “новая религиозная традиция” того времени, согласно отчёту Павла Медведева, заключалась в том, что на окраине почти всех населённых пунктов Ровенской области… были построены так называемые памятники “Борцам за волю Украины”. Они представляли из себя курганы с крестами, на которых были прибиты, выгравированы или выложены у подножья камнями “петлюровские тризубы”. Эти ритуальные кенотафы также освещались “духовенством” УАПЦ.
В общем, уже тогда украинские нацисты тяготели к культу мёртвых и сакральности убийства “врагов Украины”. А уж в каких декорациях это происходит, да хоть бы и “православных”, им было не так важно. Лишь бы подчеркивало “национальный колорит”.
Собственно, ещё и поэтому попытки церковного раскола на Украине (а они продолжаются и сейчас) вполне однозначно воспринимаются всеми, кто хоть немного знаком с церковной историей. Раскол там – это всегда в итоге кровь, смерть и разрушение.
“Не везёт мне в смерти…”
И раз уж украинское неоязычество обнаруживает такой некроцентризм, то стоит пару слов сказать об отношении к смерти в этих верованиях и понять, почему, например, язычество кардинально расходится в этом понимании с христианством.
Дело в том, что для христианина смерть – это временное и противоестественное явление, которое люди “схватили” как последствие грехопадения, извратившего и изрядно порушившего человеческую природу в том виде, в котором её задумывал Бог. И итогом нынешней драмы человеческой истории в рамках христианского мировоззрения будет Второе Пришествие и отмена смерти.
Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся,
– сказано в Первом послании св. Ап. Павла к Коринфянам.
А вот для язычников смерть – это вполне естественная вещь. Чреда жизни и смерти всего живого – это бесконечный цикл, который несменяем по определению. Ну, а раз смерть естественна и ничего особо плохого в ней нет, то куда ниже становится и ценность человеческой жизни.
В этом смысле показательно исследование ещё советских времен кандидата исторических наук Натальи Николаевны Велицкой “Языческие представления о смерти и вечности”, в котором учёный говорит об общем индоевропейском мотиве реинкарнации”, который, возможно, был характерен и для славянской архаики. И из этого Велицкая делает следующий вывод:
Для понимания языческих представлений о смерти наиболее важно положение о том, что смерти в нашем понимании у язычников нет.
И, казалось бы, это звучит практически созвучно христианским идеям. Однако, на практике языческое “смерти нет” приводило, например, к такому явлению, как геронтоцид – убийство стариков собственным племенем. Поскольку они становились обузой для общины, а раз все циклично и “смерти нет”, то и акт такого убийства рассматривался как своеобразный “гуманизм” и по отношению к племени и по отношению к самому убиваемому пожилому человеку. Старику в рамках этой языческой логики будет в итоге легче потому, что доживать старым свой срок со всеми этими немощами и болезнями – так себе удовольствие. А поскольку смерть – это неизбежное и естественное явление, то почему бы её не “поторопить”?
В общем, при таком отношении к смерти вполне понятно, почему вокруг неоязычников из “Азова”* перманентно возникают горы трупов. Если максимально упрощать, то потому, что “а что такого-то? Нормально всё. Смерть – дежурное явление”.
“Подземный бог”
И здесь, конечно, возникает вопрос, каким богам молятся все эти люди? И какие проводят ритуалы? О том, что “азовцы”* устанавливают капища Перуна и проводят там обряды с окроплением идолов кровью, а также “освящают” в этих местах оружие (очень знакомый мотив, не правда ли?) в СМИ и соцсетях пишут года с 2017-го, если не раньше. И это, в целом, ни для кого не секрет. Подобное публично совершалось в Мариуполе, в Донецкой области и ещё в ряде регионов Украины на базах данного “нацбатальона”.
Но опять же, есть мнение что этот “азовский Перун” имеет весьма опосредованное отношение к Перуну архаическому. Поскольку, стоит повториться, до нас крайне мало дошло сведений о славянских языческих культах, ритуалах и точном “функционале” тех или иных божеств. Да и вообще, в данном конкретном случае украинских культов nomina sunt odiosa***. Не важно, как они называют того или иного идола: Перун, Велес или Ярило. В итоге они всё равно поклоняются крови, смерти и разрушению. А этот “набор опций”, равно как и проживание в мире Нави, или, если максимально упрощать, в “духовной плоскости подземного мира”, характерен, судя по дошедшим до нас крупицам информации, не Перуну, а Чернобогу. Одному из самых мрачных и хтонических божеств славянского пантеона.
Нынешние же неоязычники практически в один голос рассказывают, что этому божеству вполне себе можно и нужно “приносить человеческие жертвы”. И хотя академическая наука говорит нам, что среди славянских культов человеческие жертвоприношения были не просто не распространены, а их либо не было вовсе, либо они носили исключительный характер, важнее в данном случае не исторические исследования, а идеи современных “воинствующих политеистов”. Поскольку мы имеем дело именно с неоязычеством. И его практической реализацией. Поэтому, ясли неоязычники пишут, что Чернобогу нужны человеческие жертвы, – верьте им.
И в целом весь тот “мрачняк” который проскальзывает и в действиях “Азова”*, и в некоторых сюжетах украинской пропаганды, ясно говорит нам о том, каково настоящее имя того “божества”, которому молятся и которым пугают “патриоты Украины” всех окружающих.
Что с того?
В общем, исходя из всего вышеизложенного, очень неплохо было бы, чтобы на Украине прошла не только демилитаризация и денацификация, но и “депаганизация” (paganus – язычник) государства и изрядной части тамошнего общества.
Потому что люди с такими представлениями о жизни и смерти, с такими верованиями, которые они активно реализуют на практике, элементарно опасны для окружающих. Притом не столько даже для России, сколько для самой Украины и украинцев, что ясно видно, когда те же боевики “Азова”* систематически прикрываются мирными гражданами. И, к сожалению, такое мировоззрение, как показывает пропагандистский ролик про “древнего проснувшегося бога” – это удел не только неонацистских радикалов из нацбатальонов. Это фактически хоть и неофициальная, но государственная информационная политика нынешнего киевского режима. А потому, наверное, что-то нужно с этим делать. За последние годы в головах у украинского населения и так творится нечто невообразимое. И если на это сверху лягут ещё и идеи культа смерти и крови, то последствия могут быть самыми плачевными.
* Отряд специального назначения “Азов” – организация, запрещённая на территории России.
** Организация, деятельность которой запрещена на территории России.
*** Не будем называть имён (перевод с латинского).
Фото: azanov / shutterstock.com
Источник: https://tsargrad.tv/articles/