«Не моются, не учатся, не лечатся»
По казахстанскому госканалу «Хабар» вечером был показан документальный фильм «Трагический январь. Как это было». В нем впервые прозвучало название религиозной организации, члены которой принимали участие в погромах. Речь о радикальной ячейке «Йакын инкар», запрещенной в РФ, Казахстане, Киргизии, Узбекистане и Таджикистане. В странах Центральной Азии эта радикальная организация, которая является крылом движения «Таблиги Джамаат» (также запрещенного в РФ и государствах Средней Азии) обосновалась с начала 2010 годов. Чем знамениты последователи ячейки и почему они признаны экстремистской организацией, разбирался «МК».
Движение «Йакын инкар», буквальный перевод названия которого — «Отрицание всего, кроме Бога» — было основано в Индии в 1926 году. Последователи этого течения проповедуют отрицание от всех благ цивилизации, призывая к нормам быта времен пророка Мухаммеда. Члены ячейки не признают здравоохранения, не учат детей в школе. Но экстремистской во многих азиатских странах эта, по сути, секта признана не за это. А за то, что приверженцы этой организации категорически отрицают право на существование иных религий, что подпадает под определение религиозного экстремизма.
Кроме того, последователи движения не считают нужным соблюдать законы государства. Также они призывают не подчиняться муфтиятам и искажают нормы ислама, поэтому ее считают экстремистской и в мусульманском сообществе. Как говорил о них глава Духовного управления мусульман (ДУМ) Джалал-Абадской области Абдулазиз ажы Закиров: «Мы против действий тех людей, которые называют себя «инкар», «йакын» и делают неправильные вещи. Это не по шариату и не по законам. Просто лежать дома и ничего не делать, говоря, что «Бог даст» — это совсем неправильно. Нужно трудиться, стараться».
В Узбекистане и Таджикистане это движение давно было признано экстремистским, деятельность ячеек была запрещена. Но адептам «Йакын инкар» в 2012 году удалось закрепиться на севере Киргизстана – в Иссык-Кульской и Нарынской областях. Позднее идеи организации распространились в Чуйской, Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях, а также в городах Токмаке, Бишкеке, Канте, Кызыл-Кие и Оше. Поначалу на людей в длинных пакистанских одеждах, с нестрижеными волосами и бородами, смотрели как на чудаков. Но потом, когда сторонников стало появляться все больше и целые семьи и села отказывались отдавать детей в школы, получать паспорта, пользоваться услугами здравоохранения и вообще идти на контакт с государством, в Киргизстане забили тревогу. Тем более что именно из среды малообразованной и неработающей молодежи вербовщики набирали «рекрутов» в ИГИЛ (запрещенная в РФ организация, признанная террористической) и другие радикальные движения.
В 2017 году движение «Йакын инкар» Октябрьским районным судом Бишкека было признано экстремистским. После чего в стране начались задержания ее активных членов. В 2017 году в Ошской области задержано 32 члена «Йакын инкар». В следующем — еще 16 человек. Многие из них получили по 3-4 года тюремного заключения. В прошлом году срок их ареста как раз истек.
После того как в Киргизии взялись за «инкаровцев», те попробовали переместиться в Казахстан. Но в соседней стране не стали пять лет «приглядываться» к радикалам, как это было в Киргизии. Уже в 2018 году суд Астаны признал эту организацию экстремистской, сообщив, что целью ее «является создание халифата в отдельно взятой стране, в том числе на территории Казахстана, что предполагает насильственное изменение конституционного строя, нарушение суверенитета».Так что большого распространения эта радикальная ячейка в стране не получила, будучи «придушена в зародыше»,
Однако религиоведы полагают, что «Йакын инкар» нельзя в полной мере считать террористической структурой, скорее – деструктивной. Потому что ее адепты не работают, имеют, как правило, неопрятный внешний вид, не имеют образования и не признают светские науки, не пользуются транспортом, не берут в руки денег. «Данная группа имеет определенные признаки фанатизма и противоречит не только традиционным формам ислама, но и общественному укладу, национальным традициям и прогрессу (науке, культуре). Поэтому по своему характеру она не экстремистская и не террористическая, но имеет деструктивную направленность», — говорил о них киргизский теолог, эксперт по вопросам религии, директор аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов.
Все это говорит о том, что адепты «Йакын инкар» могли участвовать в беспорядках, но на роль организаторов и «ударных сил» они точно не подходят – не те боевые качества.
Автор ЕЛЕНА ГАМАЮН