В 2014 году в издательстве «Звонница-МГ» вышла небольшая книжица «Дневник кающегося. Перечень смертных грехов и страстей». В аннотации к ней указано: «… данное пособие для подготовки к Исповеди является и практической инструкцией для христианина, желающего начать борьбу со страстями. С его помощью можно легко диагностировать свои болезни души (страсти), определить те из них, которые наиболее развиты, а значит, и более опасны; увидеть, в каких специфических видах грехов проявляются именно наши страсти.
Составленное на основе творений святых отцов с современными примерами грехов, оно поможет решить проблему их невидения и незнания, когда человек не знает в чём ему каяться и с чем бороться. Список грехов (в том числе смертных, о которых знают далеко не все) по каждой страсти настолько обширен, что с его помощью можно увидеть даже самые тонкие и замаскированные».
В настоящее время многие, желая купить православную книгу, смотрят, одобрена ли она Издательским Советом Русской Православной Церкви. Для этого на форзаце книги печатается соответствующая запись и присвоенный ей специальный номер Издательского Совета. Открываем «Дневник кающегося», и на второй странице действительно обнаруживаем номер Издательского Совета (ИС). И кто-то, увидев этот номер, успокоится и купит книгу. Но перед пропечатанным номером ИС издателями «Дневника» помещена замысловатая приписка. Вот её-то и очень важно прочесть.
А написано там следующее: «Печатается по книге «Страсти – болезни души. Избранные места из творений святых отцов» рекомендованной Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 12-203-0196». То есть сам рассматриваемый нами «Дневник» не проходил экспертизу. Но поскольку он печатается «по книге», получившей когда-то положенный гриф, то его автор или издатели посчитали уместным сослаться на одобрение ИС. При этом не ясно, входил ли данный «Дневник…» в указанное издание именно в том виде, в каком он опубликован сейчас. Также стоит отметить, что в настоящее время гриф ИС, присвоенный книге «Страсти – болезни души. Избранные места из творений святых отцов», отозван.
Но прежде чем мы немного коснемся содержания «Дневника кающегося», стоит выяснить, кто же является ее автором. Книга анонимна. Автор не указан. Но если судить по текстам, вошедшим в книгу, и прочим особенностям, а также по тому, что «Дневник» печатался «по книге» «Страсти – болезни души…» (автор которой не был скрыт), нетрудно предположить, что эта книга либо полностью является плодом деятельности Сергея Масленникова, либо составлена его последователями из его же работ. К тому же известно, что С.Масленников является автором книги с похожим названием – «Дневник покаяния».
Кто же такой Сергей Масленников?
Сергей Михайлович Масленников — мирянин, проживает в городе Екатеринбурге. Он не является священнослужителем и не имеет богословского образования. Путь его духовных исканий весьма сомнителен. Неся послушание на одном из екатеринбургских приходов, он активно осуществлял катехизаторскую деятельность, вышедшую далеко за пределы прихода. Сильный акцент в своей катехизаторской и писательской деятельности С.М. Масленников делает на учении о покаянии — в том виде, как он его понимает.
Сами катехизаторские курсы названы им «Школой покаяния». Своеобразно понимаемому автором покаянию в той или иной степени посвящены и все его произведения. В июле 2014 года, когда обнаружились явные его заблуждения, Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл запретил распространение книг Масленникова и его деятельность на территории епархии. Также Издательский Совет Русской Православной Церкви отозвал гриф с книг Сергея Масленникова и запретил их к распространению.
Но его книги печатаются и распространяются. Как в нашем случае, издаются они порой без указания авторства.
В рассматриваемом нами «Дневнике» вообще нигде нет имени С.Масленникова. Даже размещенные на последних страницах тексты, рекламирующие книги и диски «Школы покаяния», не содержат информации об их авторе. Возможно, это сделано умышленно: чтобы не отпугнуть потенциального православного покупателя.
Что же мы находим в «Дневнике кающегося»? Большую часть этого пособия занимает раздел «Перечень страстей и грехов». В нем, помимо перечня грехов человеческих, известных нам из Священного Писания и по творениям Святых отцов Церкви, мы находим, мягко говоря, странные вещи.
Например, в разделе «Чревоугодие» в числе грехов встречаются следующие записи (орфография и пунктуация сохранены):
«Не могли уснуть с «пустым желудком», ели (пили чай) перед сном»
«Привязывались к шоколаду (усиливает блудную страсть и подпитывает самолюбие)»
В разделе «Уныние»:
«Дозволяли себе компьютерные игры, сидение в интренете, уход в виртуальных мир»
«Смотрели футбол, хоккей и другие спортивные игры, «болели за своих» так, что даже «дух захватывало»
«Допускали веселость, беспечность, распевание песенок, насвистывание…».
Кроме перечисленных выше записей в «Дневнике…» встречаются и другие, скажем так, странно сформулированные утверждения.
Помимо явных нелепостей, некоторые из своеобразных записей «Дневника» выглядят странно из-за их формулировки, и человек с определенным духовным опытом вполне может часть из них расшифровать и привязать к определенных страстям человеческим. Но не каждый читатель сможет это сделать самостоятельно. Да и не должен этого делать. Это должен сделать автор. Автор издания данной тематики должен помогать своему читателю, а не запутывать его.
Хочется спросить у автора дневника: какой грех совершил человек, попивший чаю перед сном? И кто, например, устанавливал взаимосвязь употребления шоколада и усиление блудной страсти и самолюбия? Что дурного в «сидении в интернете», если «сидящий» читает в интернете творения Святых отцов? В чем греховность «веселости»?
Важно отметить, что Издательский Совет Русской Православной Церкви проводил рецензирование произведений С.М. Масленникова на протяжении нескольких лет, и некоторым из них был предоставлен церковный гриф. Однако в ходе ознакомления с последними произведениями, в которых автор игнорировал ранее указанные замечания, в них была обнаружена серьезная опасность для читателя и слушателя.
Решение об отзыве грифов Издательского Совета, присвоенных произведениям С.М. Масленникова, было вызвано не отдельными ошибочными его мнениями или неточностями, которые автор высказывает, а в целом неверной системой его взглядов на христианскую жизнь. Духовная практика, рекомендуемая С.М. Масленниковым, нездорова и в итоге может привести человека в страшный духовный тупик.
Автор данной заметки не ставил своей целью подробный разбор правильного православного подхода к Исповеди и исследование заблуждений С.Масленникова по данному вопросу. Об этом написано достаточно статей. Важно обратить внимание православной общественности на это анонимное издание работ печально известного автора и на то, что эти работы Русской Православной Церковью не одобряются.
Стоит добавить, что многие читатели данного «Дневника» (особенно те, кто только вступает на путь воцерковления) говорят о том, что после его прочтения, впадали в уныние, считая что «все вообще греховно». А уныние, как известно, страшный и опасный грех. Не к такому духовному состоянию должна приводить человека книга о покаянии!
Алексей Викторович Ярасов,
Заместитель руководителя Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП
Фото из открытых источников
Источник: https://vk.com/wall-28087731_109738