Сегодня Ижевская епархия делает всё, чтобы наладить нормальную богослужебную жизнь.
В статье «Земля раздора. Почему монахини остались на улице из-за закрытия храма?» от 3 октября 2021 г. мы рассказали о событиях, развернувшихся в бывшем Покровском монастыре в с. Каменное Заделье Балезинского района.
В продолжение темы мы дали слово Ижевской епархии, у которой своё видение этой истории.
«Мы никого не гоним»
После решения Синода РПЦ о ликвидации Покровского монастыря приход храма преподобного Трифона Вятского (единственная юридически зарегистрированная религиозная организация на этом месте) был передан в ведение Ижевской епархии. Юридически никакой монастырь никогда здесь не регистрировался, поэтому всё имущество находится в собственности прихода. На данный момент здесь официально прописаны и проживают новый настоятель, назначенный Ижевской епархией, – иеромонах Трифон, две монахини и одна послушница. Продолжают здесь пребывать и насельницы, находящиеся в расколе, – их около 20 человек.
После ухода монашеской общины в раскол насельницы на протяжении нескольких лет не допускали в храм назначаемых епархией священников. Доступа в храм не имели и прихожане. Сегодня Ижевская епархия делает всё, чтобы наладить нормальную богослужебную жизнь. Что же касается раскольниц, никто их выселять не планирует.
«С самых первых встреч им говорили, что у них есть возможность остаться в помещениях прихода, либо поселиться в одном из женских монастырей епархии или в одном из ставропигиальных женских монастырей. Мы заинтересованы в мирном урегулировании конфликта», – говорят в Ижевской епархии.
По словам руководителя юридической службы Ижевской епархии Алексея Артемьева, в сведениях о зарегистрированных лицах на территории прихода значится только одно лицо. Это одна из бывших насельниц – женщина, которая в данный момент содержится в доме престарелых. Остальные законной регистрации не имеют, что подтверждается данными МВД по Балезинскому району. Более того, насельницы отказались от ИНН, российских паспортов, при составлении протоколов предъявляют паспорта СССР. На сегодня они не пускают законных жильцов в их дома, выстраивают живые изгороди, отключают отопление и электричество – все факты самоуправства зафиксированы МВД.
Отказ от всего мирского
Проживающая в Каменном Заделье община находится в расколе уже более 20 лет. Некогда их духовный отец – игумен Владимир (Наумов), ныне покойный, начал проповедовать приближение конца света и призывать всех отказаться от новых паспортов и ИНН.
Отец Иоанн, проживший в этой общине более десяти лет, считает, что игумен Владимир, дело которого сегодня успешно продолжает «монахиня» Даниила (Наталья Машкова), фактически создал деструктивную секту.
«В общину я попал трёхлетним ребёнком вместе с мамой и до подросткового возраста воспитывался там. Территория прихода полностью оторвана от цивилизованного мира. Вся жизнь подчинена воле игумена. В умы насельников вбивался инфернальный образ внешнего мира, с которым нельзя контактировать. Нельзя было даже прибегать к медицинской помощи. Так однажды, когда у меня была тяжелейшая форма воспаления лёгких, игумен не разрешил вызвать даже скорую. Скорую вызывали всего несколько раз и чаще всего – самому игумену Владимиру. К получению образования детьми, проживавшими там (а всего нас было трое), относились скептически. Для нас организовали обучение на дому – и таким образом мы проучились четыре класса».
В 2014 г. ныне покойный митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко) по своему усмотрению вручил монахине Данииле указ о назначении её игуменьей монастыря. Именно на основании этого она до сих пор считает себя настоятельницей. Однако этот указ не легитимен, поскольку такие решения принимает только Священный Синод.
По всем признакам, община продолжает жить в формате замкнутой секты. Удерживать адептов помогает, с одной стороны, психологическая зависимость, с другой – манипуляция со стороны руководителей. К тому же куда пойдут люди без документов? К вопросу о руководителях стоит добавить, что сама «монахиня» Даниила вовсе не спешит отказываться от документов – имеет ИНН и российский паспорт.
Епархия, конечно, надеется, что все члены общины, несмотря ни на что, смогут вернуться в лоно церкви, и что этот конфликт будет решён мирным путем.