Движение веры –неохаризматическое течение

Течение существует в виде целого ряда автономных “церквей”- сект, имеющих самые разные названия. Последователей течения часто называют “неохаризматиками” или “неопятидесятниками”.

В Россию это движение пришло через шведскую организацию “Слово жизни”, поэтому многие ради удобства называют так все движение, хотя на самом деле многочисленные объединения и секты неопятидесятников носят разные названия. Например:

  • “Ассамблея мира”
  • “Благодать” ( The Grace )
  • “Дерево Жизни”
  • “Жатва мира” (Ассоциация христиан веры евангельской “Глобальная стратегия“”
  • “Живая вера”
  • “Живая Церковь Бога”
  • “Живое Слово”
  • “Иисус Господь”
  • “Источник Жизни”
  • “Любовь Христа”
  • “Международная церковь четырехугольного (четырехстороннего) Евангелия”
  • “Международная Организация Церковного Роста”
  • “Мессианские евреи» и ряд групп движения “Евреи за Иисуса”
  • “Новая Жизнь”
  • “Посольство Божие”
  • “Роса”
  • “Свет Пробуждения”
  • “Скиния Бранхема”
  • “Скала Спасения”
  • “Слово Жизни” (представлены в Саратове как “Епархия церквей христиан веры евангельской Саратовской области”),
  • “Слово Истины”
  • “Харизма”
  • “Церковь Бога Живого”
  • “Церковь Бога”
  • “Церковь Завета”
  • “Церковь Иисуса Христа”
  • “Церковь Любви Христа”
  • “Церковь на камне”
  • Церковь “Новое поколение”
  • “Церковь Назарянина”
  • “Церковь Победы”
  • “Церкви полного Евангелия”
  • “Церковь прославления”
  • «Церковь христиан веры евангельской “Краеугольный камень”»
  • “Часовня на Голгофе”
  • “N-ский христианский центр” (по названию города)
    и др.

Многим, должно быть, доводилось видеть по телевизору шокирующие кадры с религиозных мероприятий, где люди в состоянии некоего психического возбуждения истерически что-то выкрикивают, размахивают руками, некоторые из них падают на пол, а иные безудержно смеются. Все это, естественно, выглядит, по меньшей мере, странным и не может не удивлять. Но так получается, что подобное времяпрепровождение считается вполне нормальным и даже духовно-полезным для членов харизматических (неопятидесятнических) сект, коих в современной России довольно много.

Не во всех сектах неопятидесятнического толка описанные выше практики в крайнем их проявлении имеют место быть, но все эти секты можно распознать по необычному строю богослужебных собраний,  напоминающих рок-концерты, где под динамическую музыку члены общины поют коротенькие песни и размахивают руками. Так же адепты этих сект прибегают к практикам «говорения на иных языках», т.н. глоссолалии. Неопятидесятники считают, что на них сходит Святой Дух, в результате чего они начинают произносить непонятные ни им самим, ни окружающим (кроме особых толкователей) звуки и слова из «древних» или современных иностранных языков, или даже «ангельских языков». Глоссолалия, как полусознательное истеричное бормотание и выкрикивание нечленораздельных звуков известна с древности и является непременной принадлежностью многих экстатических языческих культов. Как правило, «говорение языками» у неопятидесятников начинается в результате воздействия «богослужебной» динамической музыки и иных приемов, используемых пасторами сект, посредством которых сектанты входят в состояние измененного сознания. Неопятидесятники уверяют, что это следствие сошедшей на них Благодати. На самом деле, по мнению специалистов, это есть ничто иное как психолингвистический феномен и не более того.

Неопятидесятническое (харизматическое) движение ведет свое начало из  США. Неопятидесятники считают своими предтечами таких постпротестантских деятелей, как Джон Весли (основатель методизма), Чарльз Финней, Пирсел Смит, Дуайт Муди. Вот что писал официальный печатный орган пятидесятников СССР — журнал “Христианин” — о начале харизматического движения:

“Было это в 1900 году. Молодой методистский служитель Чарльз Пархем решил, что его религиозная жизнь нуждается в каких-то изменениях. Читая книгу Деяния и Послания Апостола Павла, он сравнивал немощь своего собственного служения с силой, отраженной в этих книгах. Где его новообращенные? Где его чудеса? Его исцеления? Несомненно, говорил он себе, что христиане первого столетия обладали каким-то “секретом” силы, который утратили теперь и он сам, и его церковь.

Для обретения этой самой “силы первохристианского служения” Чарльз Пархем (1873-1929) открыл в канзасском городе Топека библейскую школу. Главной задачей ее студентов и преподавателей было тщательное изучение Библии, чтобы понять, как установить новые, качественно иные отношения со Святым Духом. По мнению Пархема, мысль об обретении этих отношений пронизывала весь Новый Завет. Вскоре “топекцы” пришли к выводу, что началом христианской жизни является “крещение Святым Духом”, сопровождаемое глоссолалией, т. е. говорением на иных языках. И вот, в 19 часов 31 января 1900 г., после возложения рук Пархема, молодая студентка Агнес И. Озмен заговорила на языках. В течение последующих трех дней в городе было множество “крещений Святым Духом”, а 3 января и сам Пархем, вместе с двенадцатью представителями христианских деноминаций, получил долгожданное “крещение” и заговорил на языках.”

В относительно короткие сроки это направление сектантства быстро распространилось по миру. В настоящее время в России насчитывается около 350 000 членов неопятидесятнических сект. Секты неопятидесятников не имеют единой централизованной организации, но они едины в вероучительных практиках и строе внутрисектантской жизни. К тому же, данные секты не имеют единого названия, что затрудняет порой их идентификацию. Например, они могут называться: «Слово Жизни», «№-ский христианский центр», «Святая Троица», «Церковь Живого Бога», «Христианская Пресвитерианская церковь» и др.

Специалисты-сектоведы разных стран едины в определении неопятидесятнических сект как тоталитарных деструктивных организаций, то есть разрушительно действующих на психическое и физическое и, конечно же, на духовное здоровье людей.

В маскировочных целях и для придания своим группам респектабельности неопятидесятники стремятся выдавать себя за протестантов, и в случае периодически возникающих у них сложностей с законами того или иного государства тут же начинают шумную кампанию о “гонениях на протестантов”. В России неопятидесятники объединились в “Российский объединенный союз христиан веры евангельской” (РОСХВЕ). Возглавляет этот союз «епископ» Сергей Ряховский. Это самое крупное в России объединениие неопятидесятников, но не единственное.

Практики сектантов-харизматов, при которых они входят в трансовые состояния, со временем приводят их к зависимости от секты. Им снова и снова хочется приходить в секту и получать «дозу» эндорфина – «гормона счастья», выделяемого человеческим мозгом в возбужденном состоянии. Все это не проходит бесследно для человеческой психики. Членство некоторых в неопятидесятнических сектах приводило даже к самоубийствам. В Швеции, откуда в начале девяностых годов в Россию прибывало много проповедников, несколько лет назад было проведено обследование членов одной из неопятидесятнических сект под названием «Слово Жизни». Клинический терапевт из г.Уппсалы Г.Свартлинг возглавивший группу врачей, проводивших исследование, сообщил что 85 % членов обследованной группы секты «Слова Жизни» заявили о резком сокращении контактов с семьей и старыми друзьями и о резком  ухудшении  материального  благосостояния  из-за крупных пожертвований в секту и выплаты десятины; 93% сообщили, что они подвержены приступам панического страха и имеют проблемы со сном; 25% предпринимали серьезные попытки самоубийства.

Каждый адепт неопятидесятничеких сект обязан выплачивать секте десятину (десятую часть своих ежемесячных доходов). Но этим не ограничивается – в сектах постоянно проводятся сборы пожертвований. Некоторые неопятидесятнические пасторы учат: «Наша церковь это «Небесный» банк, вы жертвуете сто рублей, вам вернется тысяча, жертвуете десять тысяч – получите сто тысяч», или «Перед тем как совершить очередное пожертвование, помните, что на Страшном суде вам напомнят этот день, этот час и ту сумму, которую вы пожертвуете, так что не скупитесь!». После таких проповедей люди отдают свои сбережения.

Вербовка новых людей в неопятидесятнические секты производится различными способами. Самые распространенные из них – бесплатные кинопоказы и т.н. «служения исцеления», которые устраиваются либо в кинотеатрах, либо иных культурных центрах с большими залами. Сектанты обещают всем пришедшим к ним исцеление от всех недугов. И им верят.

Так же с целью вербовки новых адептов неопятидесятники создают так называемые «реабилитационные центры» для наркоманов. Эти центры, как показывает практика, не оказывают реальной помощи. Скорее наоборот, они представляют опасность для людей, попавших туда. Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков давно выступает против создания таких реабилитационных центров для наркозависимых. Но, несмотря на это, сектанты продолжают действовать.

А.В. Ярасов, “Переправа”

Определение данного явления как деструктивного культа на основе различных документов

Как деструктивные организации, секты этого направления классифицированы в:

Справочник «Религии и секты в России»