Воспользовавшись большим скоплением людей на городском мероприятии, члены одной из сект оккультного движения «Нью эйдж» с весьма своеобразным названием «Союз Сотворцов Святой Руси (СССР)», проповедовали свое учение в Туле. Давно ли секта действует в городе? Чем она опасна и так ли многочисленна, как рассказывают ее листовки? Об этом и многом мы спросили заместителя председателя Миссионерского отдела Тульской епархии Алексея Ярасова
– Многие наши соотечественники искренне не понимают, что такое секты и в чем различие между их проповедью и учением Церкви: мол, и там приятные люди, тоже «богу» молятся и говорят о «вечном и добром». Как помочь отличить подделки от подлинного Предания Церкви?
– Понятно, что для верующих, воцерковленных людей, а не номинально православных, различие огромно и очевидно – человек, живущий церковной жизнью, читающий Евангелие и церковную литературу без труда понимает разницу. Но беда в том, что десятилетия официального атеизма в России не прошли даром, а в 90-е годы многие увлеклись модой на астрологию, восточную мудрость, книги по псевдоцелительсву. Большинство этих людей до сих пор в стороне от православия. А, по выражению Честертона, когда люди перестают верить в Бога, они начинают верить во все остальное. Именно поэтому они не видят противоречий между тем, что предлагает секта и тем, что проповедует Церковь – о том и о другом зная и размышляя весьма поверхностно.
Профанация в духовных вопросах сегодня особенно опасна – не вникая в суть христианства, сложно отличить таинства от обрядоверия, традиции от суеверия, веру от оккультизма.
Секты – это религиозные объединения противопоставляющие себя Церкви и не являющиеся частью ни одной из мировых и национальных религий. В этом смысле пришедшая с Запада новая вера в стиле «Нью эйдж», или, по-русски, «Новая эра», является оккультным движением, включающим в себя тысячи объединений с яркими чертами секты: есть некое откровение, есть лидер – своего рода «мессия», имеющий непосредственный контакт с «богом».
С помощью ритуалов, медитаций, а то и современных «научных» приборов, с их удобным «богом» можно обо всем договориться, а значит, изменить его волю, исправить его «недоработки» и неплохо жить сейчас. Такое вот комфортное царство от мира сего.
Ньюэйджеры убеждены, что их мировоззрение – это лучшее из мирового религиозного опыта. На самом деле это грубая мешанина из упрощенных идей и обрядов, заимствованных из различных религий и философских систем. Бессистемность, хаос в понятиях для них норма. Их учение близко и к коммунистической утопии – по их мнению, рай на планете наступит путем революции в сфере духа, которая откроет царство свободы, где все материальные и духовные проблемы легко решатся. По словам востоковеда священника Петра Иванова, «к сожалению, для значительной части последователей нового культа совершенно безразлично, насколько противоречиво или бессмысленно то учение, которому следуют. Они чувствуют себя комфортно в атмосфере эмоционального и духовного хаоса».
Есть четкое разграничение между мировоззрением христиан и философией «Нью эйдж». Православная вера в корне другая. Она наполнена живым присутствием Святого Духа и Самого Христа через воплощение Его Тела и Крови на каждой литургии. Она испытывает нас в настоящем и устремлена в Вечность. Она призывает довериться Богу и Его Промыслу. В молитве «Отче наш» мы говорим «Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя».
– В первые века христианства иудеи считали апостолов и их последователей опасным и кощунственным течением, оскорбляющим Бога. Но благодаря действию Святого Духа и вере мучеников, радостно идущих на смерть за Христа, прежде немногочисленная группа людей стала Церковью, и христианство распространилось во всем мире. Истинная вера утвердилась. А может ли утвердится сегодня новое лжеучение?
– Сегодня люди благоговеют перед прогрессом, ищут что-то новое – материалы, технологии, идеи. Но нельзя сказать, что оккультное мировосприятие – это что-то новое, оригинальное. Такое отношение к жизни бытовало с древних времен, им переболел весь мир, и именно христианство стало лекарством и противоядием от магии.
Протоиерей Александр Мень в «Истории религии» пишет: «Не человеческой, а Божественной Вестью вошло Евангелие в поток исторического бытия. Оно покорило многих, а для иных так и осталось соблазном или безумием. Некоторые, приняв его, потом отступились. Но идти миру было, в сущности, уже некуда. Оставалось лишь снова повторять блуждания, которые увлекали человеческий дух в дохристианские времена… Но если люди уходят от Бога, они неизбежно приходят к идолам». Так что многие оккультные секты – это, можно сказать, рецидивы доевангельского сознания, которые прикрываются некоей «новизной».
– В чем причина если не популярности сект, то их привлекательности, присутствия в сфере интереса людей?
– Отчасти в их примитивности. То, что просто, сегодня пользуется спросом. А еще – в том, что эти верования обещают возвысить человека до состояния Бога. Испытав на себе «духовные» практики и приемы, он доводит свою самооценку до космических масштабов, приобретает манию величия – а это бесовское научение.
Увлечению этой ложью способствует и потребительская психология, и поиск новых знаний и ощущений. Оказывается, далеко не всех адептов интересует религиозное содержание. Для некоторых участие в сектантских мероприятиях – веселых праздниках, городских шествиях, молодежных собраниях, летних детских лагерях и всероссийских форумах – просто новая форма досуга. У этих людей нет духовных запросов, но опасность для их души существует.
Наверное, проблема в том, что в наши дни человек еще больше обратился от мира внутреннего к миру внешнему. Современные масс-медиа учат его быть позитивным, во всем успешным, беспроблемным, делая себя самого центром вселенной, и люди рады осваивать эти легкие и приятные уроки. Секты обещают простое решение внутренних проблем, управление событиями своей жизни, счастье, благоденствие. Христианство же неудобно – оно ставит духовные вопросы, будит совесть, ведь, чтобы следовать Христу, приходится жертвовать желаниями и интересами, стремиться к покаянию и изменению жизни – а это не гарантирует внутреннего комфорта, не говоря о личном счастье.
Человек начинает искать Бога, который ему подходит – который его сильно не напрягает. Ему нравится, когда действие приводит к быстрому результату – без трудов, покаяния, принятия Таинств и духовной борьбы.
– Чем известен идеолог последователей «Союза Сотворцов Святой Руси»?
– Это некий Маслов, как убеждает он сам, носитель истины в первой инстанции. Читая его «труды», трудно поверить, что Маслов – ученый, академик. Его псевдорелигиозные и околонаучные книги – оккультно-политический бред. Нет сомнения, что он еще получает хороший доход с продажи этих книг и, возможно, за счет добровольных пожертвований своих последователей. Среди его почитателей есть, например, звезды эстрады, которые способствуют его «раскрутке». До недавнего времени это был ничем не выдающийся деятель, банально рассуждающий о современном состоянии страны с псевдонаучных и оккультно-политических позиций. Говорит же он теперь с претензией на свою исключительность, рассказывая о «Новом времени», которое якобы наступило с «эрой Водолея». Явленные ему «Божественные» откровения, «оповещение» человечества о грядущем «суперсобытии» он записывает в книги, которые ставит в один ряд с Библией.
– Псевдонаука, передовые идеи и технологии – тоже удочка, на которую попадаются завербованные в секту Маслова?
– Да, зачастую секты и оккультные объединения прикрываются вывесками общественных организаций или научных обществ и завлекают новых адептов светскими «развивающими» программами – бесплатными курсами английского языка, нейро-лингвистического программирования, психологическими тренингами с названиями типа «Школа общения», «Познай себя», «Обрети гармонию», молодежными и экологическими форумами, занятиями фитнесом и йогой. Люди по религиозной неграмотности и по естественной тяге к саморазвитию, а часто и по любви ко всему бесплатному с удовольствием посещают эти занятия. Опасность таких курсов том, что они внедряют особое сознание – противоположное христианскому.
Еще одно высокое чувство, на котором играют некоторые проповедники – любовь к Родине. Например, лозунги последователей Маслова призывают к воссозданию сильной и Святой Руси. Но надо понимать, что их «Святая Русь» – эта некая оккультная утопия, в основе которой учение Маслова. При необходимости они могут называть себя православными – если это поможет привлечь общественное внимание или получить для себя прочие блага. И ведь зачастую это срабатывает… а страдает авторитет Православной Церкви.
– По каким признакам можно отличить последователей «Нью эйдж» от представителей других сект?
– «Нью эйдж» – течение широкое, в нем много оккультных групп и сект, но их объединяет и много общего: спиритизм, идеи теософии, наркотическая молодежная субкультура с ее экспериментами по «расширению сознания» и многое другое. Движение «Нью эйдж» распространено во всех слоях общества и сферах жизни. Для пропаганды своих идей ньюэйджеры используют организации ООН и ЮНЕСКО – так, 1991 г. был объявлен ЮНЕСКО годом основательницы теософии оккультистки Блаватской. Тем же духом наполнены и многие экологические движения.
Адепты повсюду узнают и поддерживают собратьев. Тревожно, что их идеи проникают в систему гособразования. Один из ньюэйджеров уверенно пишет: «Школьные классы должны стать ареной конфликта между гниющим трупом христианства и новым сознанием».
Узнать ньюэйджеров легко по их лексикону: они выражаются вычурно и псевдонаучно, употребляя слова «чакры», «аура», «трансцендентный», «паранормальный», «трансличностный», а эти понятия уже вошли в обиход. Оккультный словарь стал нормой языка, а ведь, по известному выражению лингвистов, кто определяет язык, тот определяет и мышление.
Еще одна страшная черта ньэйджевских объединений – так называемый «channeling», когда человек становится как бы каналом, посредством которого вещают некие «духовные» существа или «Вознесенные Владыки». Иной раз, эти существа не просто вещают – они подселяются к человеку, при этом у контактера меняются тембр голоса, он впадает в транс и после ничего не помнит. «Внутренние голоса» не только вещают, но и надиктовывают целые книги – «откровения». Такое духовное явление давно известно – в христианстве оно называется однозначно – бесовской одержимостью.
По мнению оккультистов, миссия человека – раскрыть внутреннее пространство и установить контакт с собственным «Я», для чего существуют различные методики и технологии. Ньюэйджеры верят, что все беды человека – не от отступления от Бога, разрушения связи с Ним (как считают христиане), а от разрыва с внутренним «Я», и только встреча с самим собой поможет им преобразиться.
Вера ньэйджеров в реинкарнацию, переселение душ далека от восточной философии – цель их перерождения – не прекратить страдания, а, как в теории капитала, накопить бонусы за «заслуги», благодаря которым в следующей жизни можно стать духовно выше. По словам сектоведа профессора Александра Дворкина, такая «идея реинкарнации помогает обосновать безнравственность их учения, в котором помощь страдающему отвергается. Эта идея в умах ньюэйджеров оправдывает даже убийство». Таким образом, в «Нью эйдж» отсутствует понятие греха, а значит, нет и совести, нет и покаяния. А если нет всего этого, нет и ожидания истинного Воскресения, Пасхи Господней – того богатства, которое имеют христиане.
– Сколько реальных сторонников «Союза Сотворцов Святой Руси» в мире, в России в Туле? Есть ли в нашем городе те, кто пострадал от этой секты?
– Обычно у сект присутствует четко организованная структура, но это не тот случай. «Союз Сотворцов Святой Руси» отчасти хаотичное, аморфное движение, поэтому так сложно подсчитать число его приверженцев. По заявлению самих последователей Маслова, в нашей стране четыре миллиона их единомышленников, но в реальности, по нашему мнению, их в районе десяти тысяч. Может чуть больше, но не сотни тысяч и не миллионы. В Москве в этом году на т.н. «Поместный собор» собрались около семи тысяч адептов учения Маслова. В Туле сектанты участвовали в первомайской демонстрации, в праздничном шествии 9 мая, и вот проявили себя на октябрьском митинге. Правда, активистов «Союза Сотворцов» в Туле совсем не так много, как они стремятся показать. И, хотя проповедь учения Маслова началась в Туле несколько лет назад, в нашем городе их по-прежнему единицы.
Но преуменьшать распространение данного учения и его роль все же не следует. Человек может не входить ни в одну из организаций, но придерживаться общего круга идей оккультистов – читать гороскопы, верить в магию. Ньюэйджеры убеждены – кто не против них, тот с ними, и даже те, кто разделяет не все постулаты их «веры», принимаются как единомышленники.
Было бы неправильно и чересчур оптимистично считать, что движение «Нью эйдж» слабо, скоро сойдет на нет и потому не должно тревожить христиан. Во все века были разные проявления бунта человека против Бога, и это явление стоит в том же ряду, и тем духовно опасно.
Пострадавшие от сект в нашем городе есть – это сами бывшие сектанты и их близкие. Распадаются семьи, рушатся отношения, из них уходит понимание и любовь. Люди обращаются в наш отдел, некоторым удается помочь, но не у всех духовные раны затягиваются до конца.
– Как помочь тем, кто готов поверить в оккультные проповеди или уже поверил в них?
– Беседовать, просвещать, простыми словами рассказывать о своей внутренней встрече с Богом, ведь, говоря словами Андрея Кураева, «Уверенность нынешнего россиянина в том, что любая дорога ведет к Храму, что любая «духовность» благо, делает его беззащитным перед любым гуру. А, значит, пора не просто заявлять о своей симпатии к «духовным сокровищам православия», а приложить усилия к ознакомлению с ними».
Предлагаю несколько поведенческих советов для тех, кто на пороге секты. Проповедники обычно изображают дружелюбие, радушие – в секте Муна такой прием называется «бомбардировка любовью» – но это не признак того, что вы и правда интересуете сектантов – их радует, что вы попались в силки. Общаясь с «учителем», задавайте больше вопросов, например, что общего у его веры с другими, а в чем разница. Многие проповедники стараются, чтобы поначалу вы и не заметили предложение отречься от традиционной веры. Будьте внимательны, и детали скажут о многом, ведь, как в поговорке, дьявол прячется в мелочах. В больших собраниях с громкой музыкой и энергичной речью трудно не поддаться общей экзальтации и влиянию толпы, но сектоведы советуют быть бдительными и не смешивать чувство воодушевления с религиозным чувством, и тем более, с таинством вхождения Бога в человеческое сердце.
Лучший тест собеседника на его отношение к христианству – через личность Самого Христа, который в центре нашей веры. Спросите, зачем Христос принял крестную смерть и почему Он Спаситель. Не христианин ответит: Иисус – Учитель, который спасал от тьмы незнания и безнравственности, а о Кресте ему будет нечего сказать. Много и других способов не поддаться влиянию, но лучше вообще не переступать порог таких собраний.
– Как бороться с организацией, с ее лидерами, которые вводят других в заблуждение?
– Апостол Павел достойно отвечал противникам христианства, больше того, как римский гражданин отстаивал свои права в суде. У православных миссионеров сегодня есть полномочия дать сектам и юридический ответ. Недавно мы получили письмо из прокуратуры на свой запрос по поводу рекламы услуг некой целительницы Чеботаревой, прошедшей в тульских СМИ. В объявлениях женщина утверждала, что работает в храме святого Димитрия Солунского, лечит от болезней и снимает молитвой порчу и сглаз. Были возбуждены два административных дела – о нарушении закона о рекламе и о заведомо ложной информации. Позже, отвечая на вопросы правоохранительных органов, «чудо-экстрасенс» была озадачена, ведь заранее предсказать себе это событие она не смогла. Стоит сказать и о позиции газет, в которых прошла информация. После нашего сигнала с разъяснением ситуации один из редакторов отнесся к вопросу с пониманием и перестал публиковать ложь, другой же не отреагировал никак. В итоге вторая газета была вынуждена отвечать на вопросы сотрудников прокуратуры. Понятно, что эта и другие подобные истории требуют ответных действий. У Миссионерского отдела есть идея разослать руководителям печатных СМИ и телерадиовещания открытое письмо с просьбой не размещать оккультную информацию, в том числе статьи о магии и колдовстве и гороскопы – а они иногда просачиваются и на газетные полосы, и в телесюжеты о православных праздниках – опять же, по неграмотности.
– Пробовали ли вы и другие сотрудники Миссионерского отдела Тульской епархии внедряться в секты, наблюдать за их жизнью изнутри?
– Иногда мы посещаем собрания, безусловно, отслеживаем события в соцсетях. Но внедряться в секту – т.е. имитировать согласие с заблуждениями сектантов для православного христианина не допустимо. Помните историю первых христианских мучеников? Разве они могли бы – хотя бы формально, для виду – поклониться идолам? Они выбрали смерть, но не допустили лжи.
Отвечать сектам необходимо, но наш духовный ответ должен быть другим. Наставляя христиан, Апостол Петр сказал: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ. С кротостью и благоговением» (1Петр. 3:15).
Каждому, кто близок к Церкви и переживает за Нее, важно понять сущность миссионерства, которое остается не крестовым походом, не охотой на ведьм, а именно проповедью, христианской миссией. Ведь мы боремся не с сектантами, а ЗА них. Важно помочь этим людям осознать свое истинное духовное положение и выйти из него, а нам самим сохранить духовную твердость. Ведь, если мы на несколько шагов отступим там, где мы можем что-то менять к лучшему – в образовании, культуре, науке, медицине – то Враг будет продвигаться вперед. Верное средство противостояния одно – это наше свидетельство о Православии с помощью Евангелия, которое нужно чувствовать сердцем и глубоко изучать.
Беседовала Валентина КИДЕНКО
Тульские епархиальные ведомости
№10 (163), октябрь 2014 года