При просмотре памятных дат, имеющих отношение к событиям, произошедшим в Удмуртии в мае разных лет, взгляд «затормозил» на одной из них.
28 мая 1996 года на первом заседании 6-й сессии Государственного Совета Удмуртской Республики был принят Закон «О мисссионерской деятельности на территории Удмуртской Республики». Правильный закон, надо бы его снова принять, несколько доработав. Допустимо ли, чтобы в церквах на территории Удмуртии проповедовали по американским лекалам украинские пастыри? Почему бы не наложить на это дело санкции, столь популярные сейчас?
Ворон со свастикой
В 1996 году принятый закон вызвал бурное противодействие со стороны так называемых правозащитных организаций в России, а уж в США и Англии и вовсе началась истерика. Пошли гневные реляции от Государственного департамента США, Представительства США в Екатеринбурге, Кестонского института Великобритании и др.
В итоге, явно по указанию сверху, 5 марта 1997 года решением Верховного суда УР этот закон был признан недействительным.
А почему он, собственно, появился?
В 90-е годы в Россию хлынул поток представителей различных религиозных движений, в том числе оккультных, неоязыческих и др. Собрания и мероприятия данных движений зачастую напоминали шабаш. Стало ясно, что необходимо противодействие, актуально это и сейчас.
А тогда, в мае 1997 года, помимо противодействия Свидетелям Иеговы и прочим сектантам, возбудили уголовное дело по деятельности группы неонацистов. Лидером группы оказался Лев Прозоров (культовый псевдоним Озар Ворон), руководитель и основатель неоязыческой общины «ТУР – Товарищество удмуртских русских». Работал в различных областях: в школе, в охране, в журналистике, в том числе редактором в литературном журнале «Луч».
На митингах, акциях протеста он распространял газеты, содержащие высказывания, направленные на разжигание национальной вражды. В результате оперативной работы УФСБ России по УР были получены данные, что вокруг Прозорова группировалось около 15 человек из числа студентов, безработных и др. в возрасте 17-22 лет. В помещении недостроенного корпуса сельхозинститута они устроили своеобразный «бункер». На стенах были фашистская символика, радикальные лозунги «К топору!», «Россия для русских!», «Бей жидов, спасай Россию!» и т.п. В красном углу помещался бюст Гитлера. Также группа распространяла газету «Русский взгляд», расклеивала листовки, угрожала по телефону людям нерусской национальности. Тогда все участники этих событий активно сотрудничали со следствием, в связи с чем и были прощены. Прозоров уехал из Ижевска и со временем стал одним из главных сочинителей книг на тему языческой Руси под своим культовым именем Озар Ворон. Два года назад умер в Уфе после инсульта.
Вакханалии 90-х
Полагаем, сегодня власти не были бы так снисходительны к Ворону и подобным деятелям. На примере Украины отлично видно, к чему приводит такое мировоззрение.
Но, как мы уже упоминали во вступлении, помимо язычников и сектантов, существует, возможно, более серьёзная опасность – со стороны религиозных движений американского толка. Как они пришли к нам?
Стратегической задачей 1990-х гг. для протестантских объединений Удмуртии стало завоевание конфессионального пространства республики. Активная работа иностранных миссионеров привела к резкому увеличению доли протестантских деноминаций (особенно пятидесятников харизматического направления).
У истоков этих объединений стояли миссионеры из США, Канады, Швеции. Так, например, пастор Брукс (США) руководил «Ижевской христианской общиной», а духовным лидером церкви «Вера, действующая любовью», как и других организаций, был доктор богословия Баски. Миссионер из США Чоссер до сих пор опекает ижевскую «Церковь Божию». «Дело Веры» с 1998 года входила в Ассоциацию независимых церквей во главе со Стивеном Рютером (США). Усилиями финских миссионеров появился «Удмуртско-русский евангелическо-лютеранский приход Святого Петра» в д. Гурезь-Пудга (Вавожский район).
Зарубежные проповедники в Удмуртию приезжали в основном по официальным приглашениям местных религиозных объединений протестантов. В 1993-2001 годах новые церкви в республике появлялись быстрее грибов после дождя. Это: «Дело Веры, «Филадельфия», «Ижевская христианская община», «Церковь Божия», церковь евангельских христиан «Вера, действующая любовью», церковь евангельских христиан «Воскресение», Евангельская церковь Христа Спасителя г. Ижевска Евангелическо-Лютеранской Церкви России, «Свет Уралу», объединения ЦХАСД.
Наибольшее количество приглашённых иностранцев приходится на долю Русско-Американского института христианских профессионалов (РАИХП) – АНОО «Слово», который практически являлся учебно-методическим центром протестантского движения в Удмуртии, хотя по своему уставу обязан был исполнять иные функции.
Все эти протестантские организации противодействовали Закону УР «О миссионерской деятельности» и в итоге добились его отмены. Однако в результате работы спецслужб было установлено, что некоторые сотрудники института со стороны США занимаются делами, не совместимыми с профилем РАИХП и затрагивающими вопросы национальной безопасности. На этом основании руководители РАИХП-АНОО «Слово» У. Вагнер и К. Русин были в своё время выдворены за пределы РФ. В настоящее время АНОО «Слово» не имеет лицензии на образовательную деятельность.
Русского и удмуртского населения протестантам стало мало, и они замахнулись на татар! Но здесь у них ожидаемо дело не пошло.
Кто примет закон?
А нужны ли в Удмуртии и России новые конфессии, помимо традиционных? Как минимум, это сомнительно. Однако деньги на них из-за рубежа стабильно приходят, а новые церкви неспешно, но строятся. Каким может быть противодействие этому?
Правовой базой для государственно-конфессиональных отношений в республике в 1994-1996 гг. служило федеральное законодательство, довольно бессильное, прямо скажем, против зарубежных миссионеров.
Депутаты Госсовета УР 2-го созыва (1999 г.) пытались реанимировать Закон о миссионерстве. Однако конституционные нормы давали регионам возможность обеспечения гарантий прав и свобод на своих территориях, но не их регулирование. Опыт законотворчества 1996-1997 гг. показал, что субъектам РФ нецелесообразно принимать собственные правовые акты, регулирующие вопросы свободы совести. Они либо вступали в противоречие в Конституцией и федеральным законодательством, либо просто дублировали федеральные нормы (что делало региональное законодательство формальным и, практически, ненужным при доминирующей роли федеральных законов).
Значит, нужны изменения именно на федеральном уровне. Такое вполне возможно сейчас, когда уже не нужно опасаться западных истерик.
Фото из открытых источников
Источник: https://izvestiaur.ru/rubrics/