Земля, на которой нам суждено жить, с древних времен обладала особой притягательностью. Впервые Мещера как особенная территория упоминается в древнерусских летописях ХIII века. В ее лесах наши предки находили надежное убежище от нахлынувших сюда орд Батыя
Константин Паустовский так писал об этой земле: « Мещера – остаток лесного океана. Мещерские леса величественны, как кафедральные соборы… В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен – так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы».
Известный натуралист Василий Песков в своем выступлении сказал: « Для меня несколько дней здесь провести – всё равно, что верующему в Иерусалиме побывать!» Действительно, знаменитые Мещерские озера начинаются со Святого озера, в которое впадает Бужа – одна из самых девственных рек Центральной России.
Неудивительно, что наша земля обладает особой притягательной силой для желающих приобщиться к ее таинственной красоте. Только задумайтесь, всего в 150 км от Москвы лежит дикий заповедный край с дремучими хвойными лесами южной тайги, с многочисленными торфяными озёрами и реками! Вот и стала эта земля мечтой обывателя мегаполиса, готового превратить эту красоту в своеобразную форму религиозного культа.
«Звенящие кедры России»
В начале 90-х Владимир стал центром распространения нового религиозного движения (НРД), возникшего на фоне почитания серии книг журналиста Владимира Пузакова (псевдоним: Владимир Мегрэ). В центре литературной истории фантастический рассказ о проживающей в сибирской тайге ясновидящей девушке Анастасии, обладающей чудотворными способностями.
Религиоведы все эти годы спорят о том, что представляет возникшее движение почитателей героини книг: одну из форм религиозного движения «Новая эра», культивирующее оккультные практики; обычный читательский неформальный клуб, лишенный духовных лидеров; тоталитарную секту, практикующую деструктивные культы, опасные для психического здоровья; коммерческую религию, основанную на мошенничестве и т.д.
Однако, несмотря на разные точки зрения, во Владимире на законных основаниях действует частный фонд В. Мегрэ «Анастасия», который предположительно выполняет функции центрального информационного и координационного центра общественного движения «Звенящие кедры России» (ЗКР). Несмотря на попытки некоторых участников ЗКР зарегистрировать движение как религиозное, они потерпели неудачу. Религиоведы «Совета по вопросам религиозных объединений при администрации Владимирской области» провели экспертизу, которая установила, что «вероучение, положенное в основу этого объединения, не носит самостоятельного характера, а представляет собой смешение образов, заимствованных из других религий, в частности, христианства и язычества». В результате Совет отказался признать данную группу людей в качестве религиозной.
По мнению специалистов: «Главной идей движения «Звенящие кедры России» является концепция создания «родового поместья» — обустройства участка земли размером не менее одного гектара, выделенного семье в вечное безвозмездное пользование, в соответствии с принципами, описанными в книгах В. Мегре, для последующего проживания на нём владельца, семьи владельца и потомков».
Вот эта цель – создание родового поместья, по мнению религиоведов, напоминает религиозную утопию, которая потенциально грозит ее последователям серьезными жизненными проблемами.
Утопия
Стремление жить в девственной природе, иметь целый гектар земли с собственным домом кажется привлекательной идеей для многих горожан, уставших от существования в мегаполисе. Иногда в целительном гектаре видят потенциал для возрождения российской провинции, освоении заброшенных угодий.
Но не стоит сильно обольщаться на данный счет. В леса приедут горожане, не имеющие практических знаний для жизни в них и, тем более, сельскохозяйственных навыков. Столкновение с суровой реальностью, «прозой жизни», не может быть преодолено абсолютным большинством переселенцев. Многие из них способны построить или профинансировать строительство небольших жилищ, но никакого массового фермерства, возрождение товарного земледелия оно не предполагает. Люди, в своем большинстве, не собираются заниматься им в привычном для нас понимании: выращивание садов, разведения огородов. Основной упор делается на высаживании кедров на своем гектаре. Это дерево фактически является объектом религиозного поклонения: «Кедр живет 500 лет, а затем начинает «звенеть», излучая особую энергию, благотворно влияющую на человека». Если к этому добавить веру в таежную Анастасию, «обладающую неким всемогущим «Лучом», при помощи которого может творить, исцелять, видеть настоящее и будущее, изменять судьбу, перемещаться в пространстве, посещать другие цивилизации и влиять на них», то религиозная утопия никак не ассоциируется с фермерским будущим ее адептов и нашими чаяниями на возрождение сельского хозяйства за счет «гектаров».
Но в нашем районе, в окрестностях села Тихонова появились 7 лет назад новые поклонники данного уклада.
Человеческая история
К людям, которые пошли экологическими тропами, проложенными «Анастасией», надо отнестись с пониманием. Среди них много наивных энтузиастов, которые не всегда обдуманно отнеслись к реализации своей мечты. Во-первых, многие из них не знали, что покупая свои гектары земли сельскохозяйственного назначения, они не смогут перевести их под жилищную застройку. В результате, неказистые жилища москвичей, хозяйственные блоки и даже колодцы для полива оказались подлежащими сносу по решению властей, основанному на российском законодательстве.
Почему десять семей, которые вложили свои сбережения в реализацию мечты – жить на природе – несколько лет не могут обрести покоя? С одной стороны, их то ли сознательно продавец земли ввел в заблуждение, скрыв невозможность строительства, то ли была допущена ошибка регистрирующими органами. В этом пытаются разобраться.
В 2016 году Национальный Парк «Мещера» увеличил свои площади за счет земель новых собственников, введя дополнительные ограничения на строительство и обработку земли. В результате незадачливые хозяева оказались под штрафными санкциями контролирующих органов за недолжное содержание участков.
В отличие от обычных «анастасийцев», их точно не стоит считать последователями нового религиозного культа. Людям свойственно не только заблуждаться, но и переосмысливать свои взгляды и увлечения. У «дачников» с. Тихоново Гусь-Хрустального района есть желание посильно участвовать в возрождении местного разрушенного храма, молиться в нем. В личном письме к Владимирскому митрополиту Тихону, переданного ими через священника, они заявляют о своей принадлежности «к нашей Матери – Русской Православной Церкви», просят благословение на добрые дела и его молитвы за них.
Конечно, москвичам пришлось столкнуться не только с последствиями ошибок, но и с некоторой недоброжелательностью местного населения к «чужим». Часть построек сожгли и ограбили злоумышленники. Но для нас это люди, которые оказались в непростой ситуации, немного наивные, но доброжелательные, некоторые из них пожилые, обремененные болезнями, вложившие все свои трудовые сбережения в мечту. Их надо понять, им стоит помочь. Лучший способ преодоления религиозных заблуждений, житейских распрей, нарушения законов – это внимание, терпение, доверие и любовь к людям. Репрессии, невнимание, черствость никого лучше не сделали, не исправили.
К.К.