В начале месяца мы поместили на сайте пресс-релиз Миссионерского отдела Тульской епархии, посвященный действиям религиозной организации, именуемой «Тульское общество сознания Кришны»
С тех пор в сети появилось много различных мнений по поводу происшедшего. Мы рады, что большинство сограждан разделяют обеспокоенность епархии, однако не можем обойти вниманием и точку зрения противоположной стороны. Кришнаиты делятся с обществом своими впечатлениями о пребывании в Туле. Разумеется, мы помещаем их статью со своими комментариями.
Итак…
Ратха-ятра в Туле: граф Толстой приятно удивился бы…
(Статья приведена с сохранением орфографии и пунктуации оригинала)
Тульская земля славится не только оружейным ремеслом, самоварами и печатными пряниками, но… и своими индийскими традициями.
Вот ведь интересно – не русскими, даже не славянскими, а именно индийскими. Вслушайтесь, как звучит: «Тула веками вайшнавов растила…» (Комм.здесь и далее выделены курсивом)
Конечно, благодаря графу Толстому.
Для тех, кто не в курсе, а также специально для всех поклонников Наташи Ростовой и Андрея Болконского:
Автор «Войны и мира», как известно, испытывал глубокое уважение к классической философии древнеиндийских Вед, пытаясь докопаться до сути этих самых «войны» и «мира».
Правда, известно, что сам Толстой характеризовал свое произведение как попытку «писать историю народа», заметим, русского народа.
Надо полагать, что Лев Николаевич был бы приятно удивлен, если б увидел из окошка своей яснополянской усадьбы шествие Колесниц во главе с Господом Джаганнатхом – как живое и зримое воплощение своих духовных поисков.
Ну, здесь слово самому Льву Николаевичу: «Всякая откровенно выраженная мысль, как бы она ни была ложна, всякая ясно переданная фантазия, как бы она ни была нелепа, не могут не найти сочувствия в какой-нибудь душе».
Только вот не было еще тогда здесь Общества сознания Кришны.
И Слава Богу! Что еще тут сказать можно.
Зато в минувшее воскресенье старинный русский город в третий раз стал очагом российско-индийской дружбы, лишний раз доказав, что у настоящих традиций не бывает границ.
Не лишним будет напомнить, что, по свидетельствам очевидцев, в число которых входит и автор данного комментария, представитель Индии на празднике был лишь один – его роль заключалась в том, чтобы сказать со сцены: «Я рад приветствовать Вас…» А вот количество русских мужчин и женщин в индийских одеждах поразило. Лично мне больше всего понравились бабули в сари.
Медитация на праздник началась, понятно, еще с утра, когда к московскому храму на Ленинградском проспекте подкатил вместительный междугородный автобус, чтобы увести столичных вайшнавов на Ратха-ятру в Тулу.
Вот и объяснение многочисленности «представителей индийской стороны» на так называемом фестивале Индии. Что поделать, видать не хватает в этой стране граждан на то, чтобы пообщаться с россиянами, приходится посылать делегатов. А что из тех же русских – не беда, авось поймут друг друга лучше. А то вози с собой переводчиков. Или того хуже – язык учи…
В Тулу посланцы столицы прибыли в свежести и отличном расположении духа.
Кстати, вывешенные на улицах города красочные плакаты–приглашения были накануне мероприятия кем-то перечеркнуты бросающимися в глаза надписями «Осторожно, секта!» Но уже к дню «фестиваля» эти тревожные полосы были сорваны, зачастую вместе с самими плакатами. По всей видимости, ночные цензурные рейды ничуть не испортили кришнаитам настроения. А может, тульская община просто не стала волновать столичных гостей такими пустяками.
Тем более что город встретил участников Ратха-ятры хорошей погодой, а Центральный парк культуры и отдыха им. Белоусова – опрятными аллеями. С некоторых пор шествия Божественных Колесниц в России вообще проводятся в парках или зеленых зонах отдыха.
Здесь от подробных комментариев воздержусь, поскольку официального ответа прокуратуры на обращение тульских православных еще не было.
Раньше у вайшнавов имелся некоторый опыт шествий прямо по улицам городов, да вот беда – дороги у нас по-прежнему явно не «той системы». Не божественные, то есть, дороги. То пробки, то ямы, то троллейбусные провода провисли, то мост неразводным оказался, то еще чего-нибудь случится.
Вот про мост неразводной мне непонятно. Может, существует традиция перелета колесницы через проем разведенного моста? Но в таком случае, тульские парки для шествия никак не годятся. А вот кое в чем могу согласиться с автором статьи: дороги у нас и впрямь не божественные. Ведь, как говорится, «не боги горшки обжигают». Только вот, насколько мне известно, в большинстве индийских провинций дорог вообще нет.
Так или иначе, в Туле, где эта традиция, даже будучи сравнительно молодой, явно пришлась по вкусу тулякам (об этом позже), и движение Колесницы по парку сопровождалось не только громким киртаном и раздачей экзотических фруктов и сладостей, но и одобрительными возгласами местной гуляющей публики. Чему в немалой степени способствовала и соответствующая атмосфера.
Путаное какое-то предложение… Но смысл понятен. «Местная гуляющая публика», правда, предпочитала проходить мимо, оглядываясь на странно одетых людей, громко распевающих что-то непонятное и бегающих паровозиком в центре парка. А особо смелые подбадривали. Как же не подбодрить? Пиво-то в городе пока что продают.
Антураж этого праздника духовной традиции, а заодно и российско-индийской дружбы, включал в себя, помимо специфических духовных атрибутов, также и страноведческую фотовыставку из четырех стендов (йога, индийские храмы) и, разумеется, стихийно образовавшийся мини-базарчик восточной мишуры.
Ну, насчет стихийности автор явно лукавит: этот самый «базарчик» начал работать задолго до начала заявленного «праздника».
Живой интерес вызвали у публики (а если точней, то у представительниц прекрасной половины Тулы) сари. Оно и понятно, все модные образцы этой созданной самим Богом дамской одежды без единого шва – от праздничных до домашних и повседневно-офисных – сосредоточились почти исключительно в руках алчной Москвы. Вопиющая справедливость! Ведь сари, в конце концов, не привилегия одних только москвичек!
Этот абзац мне тоже мало понятен, хоть я и являюсь «представительницей прекрасной половины Тулы». «Национальная модная божественная московская одежда сари». Хм… Может быть, дело в знаках препинания? «Вопиющая справедливость!»
Кстати, тут же, не отходя, как говорится, от кассы, можно было и потренироваться в надевании сари. Оно хоть и без швов, но без сноровки не сядет как надо.
Ну, поскольку начальное образование модельера имею, могу смело сказать: именно потому, что без швов.
А расставить все точки над i помогали вайшнави из палаточки под названием «гопидотс» (т.е. «пастушеские узоры»). Всего в считанные минуты они наносили на щеки всех желающих девушек облачка из разноцветных крапинок, отчего новоиспеченные «пастушки» сразу делались похожими на легендарных гопи священного Враджа.
Пришлось мне в словарь заглянуть. Как указано в энциклопедии Кирилла и Мефодия, согласно 10-й главе «Бхагаватапураны», «повседневная жизнь Кришны была наполнена шалостями и развлечениями, а когда он повзрослел, любовными забавами с пастушками (гопи)». Врадж, или Брадж – селение, в котором якобы вырос Кришна. Что имела в виду автор статьи о празднике, сравнивая моих землячек, решивших испробовать «национальный индийский макияж», с этими гопи, не знаю. Но лично я не сочла бы лестным сопоставление с девушками, ведущими столь легкомысленный образ жизни. Несмотря на всю нынешнюю популярность «свободных нравов».
Большим успехом пользовались книги Шрилы Прабхупады. К книгоношам выстраивались очереди, продвигавшиеся весьма медленно, поскольку взять да купить – дело-то нехитрое, так нужно же еще задержаться и послушать о Кришне из уст целомудренного и розовощекого монаха-брахмачари…
Особенно если учесть, что если купишь книжку, то тебе подарят палочку. Ароматическую. Ту самую, что в народе давно уже называют, простите за грубость, «палкой-вонялкой». И еще пару слов насчет «купить», отстояв очередь… Я лично ни в каких очередях не стояла. Ко мне неоднократно подходили сами кришнаиты и предлагали книги в подарок, причем довольно навязчиво. Правда, при условии, что я пожертвую кришнаитам не меньше 50 рублей. В смысле, за самую маленькую книжку. А если том потолще – то, по их словам, себестоимость возрастает. А когда я все-таки отказывалась «брать в подарок» книгу, меня просили «сделать приятно» книгоношам и сказать «харе кришна» или хотя бы «харе рама».
Вот и Лев Николаевич в свое время зачитывался Бхагавад-гитой, да и сам пописывал философские эссе по мотивам Вед. (Между прочим, в библитеке писателя в Ясной Поляне среди книг нашли фрагмент Махабхараты на французском, на полях которой рукой Толстого были даже сделаны пометки. В том фрагменте описывалось нисхождение великой священной реки Ганги на Землю, причем сначала ее принял на свою голову Шива, а потому река растеклась по его волосам по трем направлениям. Очевидно, этот сюжет навел Толстого на какие-то размышления).
Возможно, этот сюжет навел Толстого на следующие размышления: «Будем читать лучше Апостолов и Евангелие. Не будем пытаться проникнуть то, что в этих книгах есть таинственного, ибо как можем мы, жалкие грешники, познать страшные и священные тайны Провидения до тех пор, пока носим на себе ту плотскую оболочку, которая воздвигает между нами и Вечным непроницаемую завесу? Ограничимся лучше изучением великих правил, которые наш Божественный Спаситель оставил нам для нашего руководства здесь, на земле; будем стараться следовать им и постараемся убедиться в том, что чем меньше мы будем давать разгула нашему уму, тем мы будем приятнее Богу, Который отвергает всякое знание, исходящее не от Него, и что чем меньше мы углубляемся в то, что Ему угодно было скрыть от нас, тем скорее даст Он нам это открытие Своим божественным разумом» /Л.Н.Толстой/.
В ходе праздника акценты несколько сместились в сферу и исконно русской культуры – в виде хора русской народной песни.
Имеется в виду выступление детского ансамбля Тульской областной филармонии. Учитывая висящий рядом со сценой список спонсоров мероприятия, девочкам и проявить-то себя не дали: после пары песен венки на шею повесили да распрощались. Разумеется, индийскую культуру туляки знают хуже, резонно преобладание в концертной программе песен, стихов и танцев дружеской страны.
Дружеским ответом стало выступление известной вайшнавской певицы Авантики, исполнившей несколько бенгальских молитвенных бхаджанов, и не менее известной в отечественных индуистских кругах танцовщицы Надежды Ковриги. Впрочем, слияние двух культур никоим образом не нарушило общий колорит Ратха-ятры. Так или иначе, мы ведь все равно живем в эпоху взаимопроникновения этих самых культур.
Настолько полного проникновения, что не понадобилось участие в концерте ни одного представителя Индии, и песни, в основном, исполнялись русские. Да, конечно, музыка была псевдовосточная, хотя, на мой взгляд, частенько музыкальные темы вызывали в памяти песню «Ты неси меня река…» столь любимой россиянами группы Любэ. Ну, и тексты, разумеется, были на русском. А для того, чтобы культурный симбиоз был еще крепче, сопровождалось пение гитарным аккомпанементом. Настоящая индийская музыка! Правда, был и один индийский музыкальный инструмент. Такой же, какой был нарисован на продаваемых книжках в руках у Кришны. Только ни один из кришнаитов, к которым я подошла спросить, как он называется, ответить на этот вопрос не смог. Не удалось мне просветиться. Да и унесли его быстро: вдруг такую редкость кто «прихватизирует».
А раз так, то и о благотворительности сказать не лишне. Поскольку в такие праздничные дни в Индии народ ликует и угощается вкуснейшим прасадом (милостью Бога) от Господа Джаганнатха, то почему бы не повторить приятный и полезный опыт здесь, на Тульской земле? Для престарелых свидетелей «путешествия Господа» вайшнавы устроили в кафе рядышком роскошное угощение по ведическим стандартам. Все как полагается: овощное сабджи, рис, «окрошка» из фруктов в сладком йогурте, халава (пудинг из обжаренной манки с орехами), а на десерт кусочек хлеба – не халавой единой жив человек!
Да уж, в чувстве юмора автору не откажешь.
Проблема только в том, что если ты с детства не интересуешься различными религиозными обрядами и сам не подойдешь с расспросами к организаторам угощения, то и не узнаешь, что все подношения заранее с помощью специального ритуала были посвящены Кришне, а следовательно, являются прасадом, идоложертвенной пищей, категорически запрещенной людям, исповедующим традиционные авраамические религии.
Кстати, о том, что главное событие празднества, организованного в парке – катание колесницы – является религиозным ритуалом, по сути, представляющим собой служение кришнаитским божествам, тоже никого не предупреждали. Со сцены объявили, что это традиционный праздник, вскользь упомянули о том, что если будешь участвовать в катании колесницы, какой-то Джаганнатха исполнит желания. Причем особо обратились к детям с советом – чего именно пожелать. Ни слова о том, что Джаганнатха – одно из имен Кришны, главнейшего божества индуистского пантеона. Что-то вроде: знаете, что происходит, – мы за вас рады, а не знаете – и не надо.
Лично я глубоко сомневаюсь, что «престарелые свидетели» в курсе, о чем они свидетельствовали.
На этом статья кришнаитов о «празднике колесниц» в Туле неожиданно закончилась, и начались небольшие рассказы о проведении подобных праздников в других городах нашей страны.
А в завершение моих размышлений о «Празднике колесниц» – цитата:
«Одна жизнь за другою бросается под колесницу этого бога: колесница проезжает, раздирая их жизни, и новые и новые жертвы со стонами и воплями и проклятиями валятся под нее!» /Л.Н.Толстой. Тот самый./
Я могла бы еще многое рассказать о празднике: как ни тошно было на все это смотреть, я осталась в парке до конца. Отчасти, в надежде, что удастся в этот день хоть кого-то из православных уберечь от участия в чуждых религиозных ритуалах, поскольку и пыталась, и впредь буду стараться как можно большему количеству людей рассказать о том, что собой представляет Тульское общество сознания Кришны. Но лично для меня как психолога это мероприятие послужило еще и наглядным образцом недобросовестной вербовки. Я не говорю сейчас о нарушениях законов – этим занимаются специальные общественные институты.
Важно другое: людей приглашали на культурное мероприятие (Комитеты соцзащиты, через которые раздавался прасад, вообще выдали малообеспеченным семьям приглашения на “День знаний”), а попали наши сограждане на религиозный ритуал. Книгоноши продавали религиозную литературу, называя ее научной.
В общем, люди вновь оказались обмануты.
Мне, как и моим единомышленникам, это причиняет настоящую боль.
Именно поэтому мы решили расширить сайт.
С сегодняшнего дня на сайте будет работать «Кабинет психолога», в котором будет размещена информация о том, почему люди попадают в секты, о методах сектантской вербовки и способах защиты от нее, о том, как уберечь своих близких от попадания в деструктивные тоталитарные культы и о том, как постараться помочь человеку, который уже попал в зависимость от секты.
У Вас теперь есть возможность обратиться за консультацией по вопросам, связанным с сектозависимостью, к психологу ТИКЦ.
Для этого Вам нужно отправить письмо на адрес сайта с пометкой «Психологу».
Проверка почты осуществляется еженедельно.
Мы предполагаем опубликование ряда писем с комментариями и консультациями психолога, не разглашая, разумеется, реальные сведения об авторах вопросов и рассказов.
Поэтому, если Вы хотите, чтобы ВСЯ информация, содержащаяся в Вашем письме, осталась конфиденциальной, оговорите это заранее.
С уважением,
Наталья Суворова, «Сектанфо»