Исповедь бывшей последовательницы жуткой секты Ошо
Почему личность Ошо вызвала такой общественный резонанс в 1980-х? Как этот «духовный гуру» ломал жизни своих последователей? И почему ради него они готовы были пойти на все — от наркотиков до принудительной стерилизации? Об этом рассказывает женщина, которая сама когда-то была заложницей культа Ошо. И даже вырвавшись оттуда, не смогла забыть ужасы, которые творил этот «религиозный террорист».
Бхагван Шри Раджниш, также известный как Ошо, был одним из самых ярких и неоднозначных духовных лидеров XX века. Адепты и сторонники называли его «просветленным мастером», противники — «религиозным террористом» и «секс-гуру». Сам Раджниш считал себя основателем Единственной религии, проповедующей освобождение от собственного «я», своего прошлого, настоящего и будущего. Он призывал своих последователей «останавливать время, погружаясь в мгновение». А помочь им в этом должна была выстроенная Ошо система, включающая в себя групповую терапию, медитации, песнопения и ритуальные танцы, похожие на пляски первых хиппи.
Раджниш начал разрабатывать свое учение в Индии, однако потом перебрался в США, где продолжил проповедовать и завоевывать сердца людей, искавших духовную истину. В конце 1970-х вокруг гуру образовалась община, которая осела в районе Пуна. Всего за несколько лет это небольшое поселение превратилось в культурный центр на 2000 человек, в котором помимо помещений для духовных практик была собственная пекарня, производство сыров, художественно-ремесленные мастерские по пошиву одежды, созданию ювелирных изделий, керамики и органической косметики, а также частная больница. Однако основную часть дохода ашраму приносили именно терапевтические группы, которые сочетали восточные практики с западными методами психологии (чаще всего, очень жесткими и манипулятивными).
Количество этих групп исчислялось десятками, и последователи культа могли выбрать ту, к которой хотели бы присоединиться — самостоятельно либо по совету гуру. Но суть всех практик, существующих в ашраме, была единой: «сломать» адептов, полностью уничтожить их личности, после чего выстроить новые — фанатично преданные доктрине Ошо, не имеющие собственного мнения, способные существовать только в группах и подчиняться воле руководителя. На самых жестких экспериментальных сессиях участников искусственно вводили в состояние нирваны (в переводе с санскрита «блаженство», «озарение») с помощью наркотиков. Это нередко заканчивалось массовыми драками или оргиями. Но Раджниша такие происшествия нисколько не смущали. «Если вам плохо, значит так должно быть, — говорил он. — Все это делается во имя любви…»
К «любви» у Ошо вообще было особое отношение. «Развивайте вашу сексуальность, не подавляйте себя! — призывал он своих адептов. — Любовь — это начало всего. Если вы пропустили начало, не будет у вас и конца… Я не вдохновляю на оргии, но и не запрещаю их. Каждый за себя решает сам». И все-таки гуру немного лукавил. Он никогда не предоставлял выбора своим последователям, хотя и умело создавал эту иллюзию. Например, если Раджниш хотел заняться сексом с определенной женщиной, состоявшей в его секте, то ее просто ставили перед фактом. Точнее, оповещали о месте и времени «особой встречи с гуру».
Как это обычно бывает в культах, соитие с лидером считалось особой честью, уникальной возможностью достичь духовного просветления. Поэтому женщины, которым выпал такой шанс, были без ума от счастья. «Когда секс становится соединенным, слитым с осмыслением, рождается абсолютно новая энергия — эта энергия названа Тантрой… — наставлял их Ошо. — Настоящая Тантра — это не техника, а любовь. Это не техника, а молитва… В тантрическом соединении вы можете находиться часами… Мантра сосредоточена на другом виде оргазма… Тантрический оргазм можно назвать оргазмом долины».
Среди «счастливиц», которых Ошо впустил в свой ближний круг (точнее, в свою постель) была женщина по имени Эрин Роббинс. Она впервые заинтересовалась учением этого гуру, когда тот еще жил в Индии. И как только она узнала, что Ошо основал коммуну в Америке, она бросила все и поехала к нему. По словам Эрин, она была очарована аурой духовного лидера, более того — она была влюблена в него, поэтому абсолютно добровольно присоединилась к культу. В то время она еще не подозревала, что это решение сломает ее жизнь.
Став гостьей подкаста Little Bit Culty, Эрин Роббинс вспомнила тот момент, когда ей сообщили, что она была выбрана в группу «энергетических медиумов» (проще говоря, любовниц Ошо) и назначили дату «особой встречи с гуру», на которую нужно было явиться в свободной одежде и без нижнего белья. «Мне казалось, что я умерла и попала в рай, — призналась она. — О большем я и мечтать не могла! Когда я находилась рядом с ним [Ошо], в моем теле появлялись необычные ощущения. Я испытывала одновременно восторг и безграничное блаженство…»
Сегодня Эрин признает, что стала жертвой сексуального насилия со стороны эксцентричного и жестокого лидера культа, но тогда она этого не понимала. Она считала это признаком того, что между ней и Ошо возникла особая связь. И гуру старательно подпитывал эту легенду для Эрин. «Он постоянно и настойчиво напоминал мне, что отдача должна была быть стопроцентной, — вспоминала Эрин. – Он призывал меня говорить „да“ всему, что происходит вокруг, ведь только так мы могли с ним соединиться, исчезнуть как отдельные личности и стать единым целым». С тех пор Эрин исполняла все, что велел Ошо. Поэтому когда ей, 25-летней девушке, приказали пройти стерилизацию по распоряжению духовного лидера, у нее не возникло сомнений, что это необходимо.
«Он утверждал, что ему небезразлично будущее человечества, но все же дети будут мешать нашему „пробуждению“, а также нашим отношениям с ним», — рассказывала Эрин. Так что всем беременным было предложено сделать аборт, а женщинам детородного возраста — стерилизацию. Отказов, разумеется, не последовало. Почему же Ошо так бессердечно поступил с Эрин и многими другими своими последовательницами, лишив их возможности иметь детей? По мнению профессора социологии Льюиса Картера, гуру руководствовался исключительно прагматичным расчетом. Дело в том, что в начале 1980-х секта стремительно расширялась и планировала переезд из Пуны в Орегон. Новорожденные дети сильно усложнили бы этот процесс.
Сейчас Эрин уже далеко за 60, она покинула секту и пытается приспособиться к нормальной жизни. Однако пока у нее плохо получается. «Я плачу ежедневно, и это ведра слез, — признается она. — Но я верю, что когда-нибудь мне станет легче…». На память о десятилетиях, проведенных в деструктивном культе, у Эрин осталась подорванная психика и уродливый шрам на животе, постоянно напоминающей ей о самой большой жертве, которую она положила на алтарь культа Ошо.
Что же касается Раджниша, он не мучался угрызениями совести. Напротив, он наслаждался той властью, которую имел над своей паствой, и конечно же, богатством, которое он обрел благодаря щедрым адептам. Во времена расцвета культа личное состояние Раджниша составляло около 200 миллионов долларов, не облагаемых налогами. Ему также принадлежал 91 автомобиль Rolls-Royce, четыре самолета и вертолет. «Я — гуру богатых, — хвастался Ошо. — Существует достаточно религий, которые занимаются бедными, мне же оставьте заниматься богатыми».
Однако в середине 1980-х трон, на котором восседал лидер культа, зашатался. Началось все с конфликтов секты с жителями соседнего городка, а затем Ошо заинтересовались власти. В ходе обысков в коммуне агенты ФБР обнаружили склад оружия и лаборатории по производству наркотиков, которые регулярно добавлялись в пищу сектантам. После этого всплыли финансовые махинации и прочие противоправные действия, которые регулярно совершали высокопоставленные члены культа, в том числе — сам гуру. Почувствовав опасность, Раджниш предпочел самоустраниться, приняв обет молчания. Но это не спасло его от судебного разбирательства, условного срока, штрафа и, наконец, депортации из США.
В 1986 году Раджниш вернулся в Индию. Он пытался возродить свою секту, однако его проповеди больше не встречали прежних восторгов. После мирового скандала имя Ошо стало синонимом порочной вседозволенности и бесчеловечной жестокости. А с таким имиджем оказалось крайне проблематично завоевывать новых адептов. К тому же, Ошо был уже стар, его здоровье сильно ухудшилось.
19 января 1990 года Бхагван Шри Раджниш покинул этот мир.