Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 Раскольническая «Российская Православная Автономная Церковь» (РПАЦ) («валентиновцы») в Туле

На территории Тульской области имеются общины т.н. «Российской Православной Автономной Церкви» (РПАЦ). Представителей этой раскольнической организации принято именовать «валентиновцами», по имени организатора РПАЦ «митрополита» Суздальского и Владимирского Валентина.

У тульских «валентиновцев» есть свой «епископ» - Тульский и Брянский Иринарх (Нончин).

 

"епископ" Иринарх (Алексей Нончин)

По версии прораскольнического электронного журнала «ВЕРТОГРАДъ», Тульская область в постреволюционный период была центром «катакомбного» движения. В то время верующие переходили на нелегальное положение, из-за того, что основные позиции в Тульской епархии были заняты обновленцами. Автор статьи в указанном издании, не пожелавший назвать себя, сообщает о гонениях, которым подвергались «катакомбники» со стороны властей. Он утверждает, что в архивах УКГБ по Тульской области есть много материалов о разгромах «катакомбных» монастырей в 30-е гг. А в 1943 году по личному приказу Сталина несколько сотен «катакомбных» православных христиан были вывезены из Тульской и Рязанской областей в Сибирь. Многие из них погибли.Большей частьюостатки «потомственных катакомбников», и вновь примкнувшие к ним, окормляются сегодня РПАЦ. (1)

Краткая историческая справка (2)

Среди многочисленных современных схизматических группировок «Российская Православная Автономная Церковь» является одной из самых скандальных и одиозных.

Предпосылкой к возникновению раскольнической «Российской Православной Автономной Церкви» можно считать принятие 2/15 мая 1990 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) так называемого «Положения о свободных приходах». Данное Положение позволяло учреждение параллельных РПЦ МП церковных структур (епархий, благочиний и приходов) в пределах СССР.

Весной 1990 года, сразу же после опубликования Положения, в юрисдикцию РПЦЗ вместе со своим приходом перешел архимандрит Валентин (Русанцов), настоятель Цареконстантиновского собора г.Суздаля. Побуждающей причиной его поступка явилось своеволие, приведшее к конфликту с правящим архиереем, каковым в то время являлся архиепископ Владимирский и Суздальский (ныне митрополит Оренбургский и Бузулукский) Валентин (Мищук).

Его примеру последовали несколько десятков приходских общин в различных регионах страны (Москва, Санкт-Петербург, Сибирь, Калининградская, Брянская, Пензенская области, Ставропольский и Приморский край и др.). Решением священноначалия Русской Зарубежной Церкви на базе российских приходов была провозглашена «Российская Православная Свободная Церковь» (РПСЦ), а архимандрит Валентин был назначен «экзархом» Архиерейского Синода РПЦЗ в России. В феврале 1991 г. состоялась архиерейская хиротония архимандрита Валентина (Русанцова) во епископа Суздальского и Владимирского. В том же 1991 году Суздальская епархия РПЦЗ была зарегистрирована в Министерстве Юстиции Российской Федерации как епархия «Российской Православной Свободной Церкви».

В последствии епископ Валентин (Русанцов) по целому ряду причин вступает в открытый конфликт с РПЦЗ. В ответ Архиерейский Синод РПЦЗ выводит епископа Валентина за штат без права управления епархией. Он же на Суздальском епархиальном съезде, проходившем в 1993 году, заявил о выходе из юрисдикционного подчинения Русской Зарубежной Церкви при сохранении с ней евхаристического общения.

Новым шагом к дистанцированию «Российской Православной Свободной Церкви» от РПЦЗ стало решение IV съезда духовенства и мирян РПСЦ, проходившего в марте 1994 г. и провозгласившего образование «Высшего Временного Церковного Управления Российской Православной Свободной Церкви» (ВВЦУ РПСЦ). ВВЦУ рассматривалось как орган высшей церковной власти, альтернативный Архиерейскому Синоду РПЦЗ.

Архиерейский Синод РПЦЗ со своей стороны запрещает в священнослужении епископа Валентина. Так же хиротонии новых «иерархов» совершенные после раскола не были признаны действительными. В условиях развивавшегося конфликта Синод Русской Зарубежной Церкви принял решение о рукоположении нового архиерея для управления российскими приходами. Выбор пал на архимандрита Евтихия (Курочкина), который был посвящен во епископа Ишимского и Сибирского.

В 1994 году после некоторого потепления отношений между РПЦЗ и ВВЦУ РПСЦ, снова ряд очередных внутренних скандалов привел к полному их расколу. Вместо ВВЦУ РПСЦ был создан «Архиерейский Синод Российской Православной Свободной Церкви». Дальнейшая эволюция раскольнической группировки епископа Валентина проходила в условиях полного разрыва церковных связей с Русской Зарубежной Церковью. Учитывая это, Архиерейский Собор РПЦЗ, проходивший в сентябре 1996 г., принял решение об извержении епископа Валентина из священного сана. Аналогичное решение было принято на Архиерейском Соборе РПЦ МП, проходившем в феврале 1997 г. и лишившем Валентина (Русанцова) всех степеней священства. В 1998 году «Российская Православная Свободная Церковь» была зарегистрирована с новым названием «Российская Православная Автономная Церковь» (РПАЦ).

По состоянию на 2008 год в юрисдикции РПАЦ пребывало около 100 приходов на территории Российской Федерации, часть из которых не имеет государственной регистрации. Кроме того, имеются приходы в Беларуси, Украине, Грузии, США, Швейцарии, Израиле, Аргентине и Болгарии.

***

В Тульской области у РПАЦ есть свой «катакомбный» монастырь (3). Известно о том, что он расположен в городе Богородицке. Из-за закрытости религиозных общин валентиновцев  достаточно сложно установить точное месторасположения монастыря и принадлежащих им «богослужебных» помещений. По некоторым данным, монастырская община РПАЦ в Богородицке в настоящее время не велика. Всего в ней не более 10 человек.

Интересным для нас представляется сообщение упомянутого выше «валентиновского» электронного журнала «ВЕРТОГРАДъ», где в одном из номером сообщалось о поездках в 1999 году Суздальских «епископов» по «обителям» и «приходам» РПАЦ в Тульской области:

«Накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, 13 октября 1999 года, Епископ Борисовский и Санинский Феодор в сопровождении священника  Константина Корецкого прибыл в Свято-Елисаветинскую обитель г.Богородицка Тульской области, где его встретила игумения София с сестрами. Сестры обители хранят общежительный монастырский устав; средоточием их духовной жизни являются выполняемый в точности по времени суточный круг уставных Богослужений, неусыпаемая Псалтирь, чтение акафистов и святоотеческой литературы. Обитель посещается и мирскими людьми, отошедшими от общения с Московской патриархией»…

…«На следующий день, 15 октября, епископ Феодор посетил г. Ефремов (Тульской области), где его ждали верующие, собравшиеся в квартире монахини Пелагии. В состоявшейся беседе м. Пелагия рассказала историю своей долгой жизни и причины, по которым она убедилась в отсутствии Православия в МП. Владыка Феодор посетил городское кладбище, где по просьбе верующих отслужил заупокойную литию»…

…«Другой суздальский викарий, епископ Сухумский и Абхазский Серафим, окормляющий катакомбные общины Суздальского Синода, совершил с 24 по 30 декабря 1999 года пастырскую поездку по катакомбным приходам Воронежа и Тулы в сопровеждении иерея Константина и схиигумении Евфимии… В Туле епископ Серафим посетил катакомбный монастырь во имя св. новопреподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, возглавляемый игуменией Софией, а также около пяти катакомбных общин в Тульской области, отслужив две Божественных Литургии в домовых храмах и совершив несколько треб»… (4)

Известна еще одна поездка иерархов валентиновцев по Тульской области, совершенная ими в 2006 году:

«… утром 5 декабря Владыка Митрополит и Преосвященный Иринарх отбыли в г. Богородицк Тульской области.

По пути Преосвященные прибыли в г.Локоть, где посетили выстроенный диаконом Виктором каменный храм в честь Калужской иконы Божией Матери.

В Богородицке высоких гостей встретили хлебом-солью в катакомбном женском монастыре игумения София с сестрами. Вечером Преосвященные молились за вечерней и повечерием, утром после утрени и часов Митр. Валентин и Еп. Иринарх совершили божественную литургию. На клиросе пел хор из сестер, читал Игорь Борисенко. 8 декабря Митрополит Валентин и Епископ Иринарх прибыли в Суздаль» (5)

23 ноября 2007 года «епископ» Иринарх вновь посетил Богородицк. Причиной тому послужила кончина «монахини» Софии, упомянутой выше «игуменьи» женской «обители» РПАЦ в Богородицке, «освященной» в честь новопреподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.

Вот что о «валентиновской» игумении Софии сообщалось на официальном сайте РПАЦ:

«Игумения София, в миру Александра Тимофеевна Козлова, родилась в 1927 году и, несмотря на безбожное время, воспитывалась благочестивыми родителями в православной вере.

В 1941-45 годах на «трудовом фронте» заболела туберкулезом костей ног, но чудесным образом получила исцеление по молитвам к Божией Матери. В благодарность она дала Ей обет не выходить замуж.

Александра часто оказывалась в среде монашествующих и получала от них духовное окормление. Часто посещая богослужения в церкви, она скоро освоила богослужебный устав и стала псаломщиком-регентом на левом клиросе церкви г.Богородицка. Имея способности к иконописи, много трудилась в росписи близлежащих, еще не закрытых властями, храмов. В 1982 году, после смерти матери, Александра принимает постриг в мантию с именем София. Углубляясь в чтение свв. Отцов, канонов Православной Церкви, писем новомучеников Российских, она увидела, что руководство Московской патриархии избрало и идет иным путем, путем нарушения и отступления от православной веры. Мать София установила письменную связь с Первоиерархом РПЦЗ Митрополитом Виталием и вскоре разорвала молитвенное общение с Московской патриархией (1988 г.) и своим бывшим духовником, которому она писала: «Укоряете меня за Зарубежную Церковь, якобы я Её слушаю «из-за бугра». Отвечаю, что Церковь Зарубежная меня не искала и не навязывала мне свои послушания, но я сама искала истину много лет: где она, эта Истина? И Господь меня не оставил. Он указал мне пальцем тех переживаний и случаев на неправославность той церкви, где я служила — советской-сергианской, не зная, кто она, эта церковь, и что представляет из себя. Первый Божий Палец Божия указания был мне в Загорске, когда я с ужасом, в Троицком соборе, увидела, как открылись царские врата и из них монахи загорские выпустили католического кардинала, который, выйдя из олтаря, подошел к раке преподобного Сергия, заложив руки назад, посмотрел на раку и мощи, и отошел…».(6)

Некоторое время София жила и молилась дома одна, исполняя свое монашеское правило и продолжая переписку с митрополитом Виталием. Вскоре она узнает об открытии в России приходов Зарубежной Церкви под управлением епископа Лазаря и епископа Валентина. Вместе с собравшимися вокруг неё сомолитвенниками София посетила «владыку» Валентина в Суздале и была принята в «Российскую Православную Свободную Церковь». Её приняли в новоустроенную обитель свят. Иоанна Шанхайского в Суздале. В 1996 году София организует женскую обитель в Богородицке, и в следующем году «митрополит» Суздальский и Владимирский Валентин поставляет её туда игуменией.

«В Елисаветинской обители сестрами неизменно ежедневно совершается полный богослужебный круг, а также читается «неусыпаемая псалтирь» и возносятся молитвы о гонимой Российской Церкви и всех православных христианах. Литургию в домовом храме одно время совершали священники РПАЦ, последние годы таинства совершал Епископ Тульский и Брянский Иринарх» (7)

25 ноября «епископом» Иринархом в храме «обители» была совершена литургия, затем чин монашеского погребения. Почившую «игуменью» погребли на городском кладбище г. Богородицка, рядом с её родителями. В настоящее время в «обители» около десяти сестер пожилого возраста. Благословением «епископа» Иринарха старшей сестрой назначена «послушница» Тамара.

Отношение «валентиновцев» к Русской Православной Церкви Московского Патриархата негативное. Так, в своем интервью известному просектантскому порталу «Credo.ru» «епископ» Тульский и Брянский Иринарх высказался относительно РПЦ МП следующим образом:

«Как отметил в интервью автору епископ Тульский и Брянский Иринарх (Нончин), новый архиерей РПАЦ для клириков из Трубчевска и Суражского района, "простые священнослужители ищут, прежде всего, света и чистоты, а видят противоположное – мир тянет к себе Московскую патриархию. Бизнес и политика, которыми занимаются не только в Брянской епархии, но и в руководстве РПЦ МП, отталкивают священников и мирян". По словам владыки Иринарха, священниками  (РПАЦ – ред.) движет стремление "сохранить Православие в чистоте, а не в омуте"» (8)

Эти слова «епископа» Иринарха о «чистоте» и проч. звучат весьма странно в свете некоторых его деяний. Так, в одну из фирм, занимающуюся производством оборудования для церковных свечей в 2014 году поступил заказ на изготовление дорогостоящей формы для свечей. Заказ обсуждался по телефону. Звонивший представился «епископом» Иринархом. Предоплату заказчик не стал делать, сказал что на месте рассчитается. После выполнения заказа, «епископ» Иринарх приехал в эту фирму с каким-то Павлом Петровичем и стал предлагать за выполненную работу сумму вдвое меньше, чем договаривались. Естественно, представители фирмы изготовителя не согласились, т. к делали эти формы в 3 смены. У всех семьи, дети. В итоге диалог не задался. Таким образом, Иринарх использует следующий прием: звонит по телефону, представляется «епископом», делает заказ, сбрасывает цену вдвое по факту изготовления заказа (9).

В 2016 году в Cуздaлe сотрудниками Федеральной Cлужбы Безопасности были задержаны «пpeдcтoятeль» PПAЦ «митpoпoлит» Фeoдop (Гинeeвcкий), a тaкжe «eпиcкoп» Tульcкий и Бpянcкий Иpинapx (Hoнчин). Их зaдepжали в xoдe oбыcкa, нaчaтoгo в «Cинoдaльнoм дoмe» PПAЦ. Правоохранители подозревали РПАЦ в причастности ее адептов к совершению действий экстремистского характера. Как сообщалось, предметом заинтересованности силовиков стали имевшие место ранее факты экстремистских высказываний со стороны отдельных представителей РПАЦ, направленные на возбуждение вражды, ненависти и унижение достоинства по признакам отношения к социальной группе. Данные действия совершались публично в процессе религиозных собраний. Так же сообщалось, что последователи РПАЦ ранее неоднократно были замечены в проведении экстремистских действий (10).

О числе домовых храмов и общин «валентиновцев» в Тульской области судить сложно из-за их закрытости и малого числа прихожан. Из приведенного выше следует, что точно в настоящее время имеются группы «валентиновцев» в Ефремове и Богородицке. В девяностые годы минувшего столетия они распространяли агитационные листовки в г.Суворов. Неоднократно посещали и другие города Тульской области с целью привлечения к себе верующих. Но каких либо заметных результатов не достигли.

 Сектаинфо, 2017 год.

 

(1) Интервью с епископом Иринархом Тульским и Брянским (РПАЦ) //. ВЕРТОГРАДъ. Православный журнал . Электронный ресурс.- 2004.- Режим доступа: http://vertograd.narod.ru/440.htm – Дата доступа: 14.09.2009.

(2) По материалам: Российская Православная Автономная Церковь // Анти - раскол. Электронный ресурс.- 2009.- Режим доступа: http://www.anti-raskol.ru/grup/55т  – Дата доступа: 19.10.2009.

(3) Интервью с епископом Иринархом Тульским и Брянским (РПАЦ) //. ВЕРТОГРАДъ. Православный журнал . Электронный ресурс.- 2004.- Режим доступа: http://vertograd.narod.ru/440.htm – Дата доступа: 14.09.2009.

(4) Пастырские поездки суздальских епископов //. ВЕРТОГРАДъ. Православный журнал. Электронный ресурс.- 1999.- Режим доступа: http://vertograd.narod.ru/0200/orthodox04.htm – Дата доступа: 14.09.2009.

(5) Первоиерарх Российской Церкви и Преосвященный Епископ Тульский и Брянский Иринарх посетили приходы Тульско-Брянской епархии//. РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. СУЗДАЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ. Электронный ресурс.- 2006.- Режим доступа: http://www.rpac.ru/article/46/  – Дата доступа: 14.09.2009.

(6) Скончалась настоятельница Елисаветинской обители РПАЦ //. РОССИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. СУЗДАЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ. Электронный ресурс.- 2007.- Режим доступа: http://www.rpac.ru/article/89/ – Дата доступа: 15.09.2009.

(7) Там же.

(8) Диктат Феофилакта. Политика нового архиерея РПЦ МП расколола православных на Брянщине и настроила власть против общества//. Портал-Credo.ru. Электронный ресурс.- 2005.- Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&type=forum&id=34047  – Дата доступа: 15.09.2009. 

(9) По материалам: Иринарх (Нончин) «Епископ Тульский и Брянский»// Анти - раскол. Электронный ресурс.- 2010.- Режим доступа: http://www.anti-raskol.ru/pages/369 – Дата доступа: 19.10.2014.

(10) Суздаль: первоиерарха РПАЦ и епископа Иринарха доставили на беседу в ФСБ// Портал Кредо.ру. Электронный ресурс.- 2016.- Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=121984 – Дата доступа: 10.10.2016.