Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Перейти к началу статьи >>>

В  сформировавшемся новом религиозно-оккультном социуме в настоящее время ведущую роль играет движение «New Age» (Новый век). Оно было основано   неким M.L. Prophet.  О его психичес­кой “нормативности” можно судить уже по тому, что, по его убеждению, “в прошлых рождениях” он был священником в Атлантиде (!), Лотом из Сoдома, греческим философом Эзопом, теологом Оригеном в Александрии, королем Людовиком XIV во Франции и американским поэтом Генри Лонгфелло. Среди   родоначальников новых «учений» есть явно душевнобольные (в том числе инвалиды II группой с диагнозом шизофрении), имена которых не приводим по деонтологическим соображениям. Кроме того, среди адептов немало лиц с психическими расстройствами, поскольку одной из частых причин присоединения к новым религиозным движениям является отклик на их рекламы восстановить психическое здоровье, развить исключительные способности для приспособления к суровым требованиям жизни.

Самый  главный отличительный признак современных секты от традиционных религий – это  то, что они используют веру для достижения целей, не имеющих ничего общего с духовностью: деньги, личные амбиции, власть, претензии на мировое господство.

Отмеченные особенности  наиболее  наглядно  представлены  в деятельности  созданного  Лафайетом  Рон  Хаббардом тоталитарного неокульта "Церковь сайентологии", настаивающего на своей религиозной сущности.  Эта  международная  организация,  пользуясь  статусом религиозной, получала немалые доходы, однако неприкрытая меркантильность стала столь очевидной, что в ряде стран этот статус с нее был снят. Так, в ФРГ она на государственном уровне характеризуется как  "криминальная коммерческая организация с элементами психотеррора".

Учение Л.Р. Хаббарда открыто рекламируется и особенно активно распространяется в России,  оно ориентировано на  молодежь   и находит много сторонников и защитников в коммерческих медицинских кругах. Кроме того, можно утверждать, что "Церковь  сайентологии"  является как бы эталонной моделью всех культовых новообразований тоталитарного толка.

Из рекламного листка Гуманитарного Центра Хаббарда, изданного его   Центром религиозной технологии   в 1997 г. и широко распространяемого в России:

"Л. Рон Хаббард открыл, что, несмотря на многочисленные теории и догадки, никто не самом деле не знал, из-за чего люди ведут себя так, как они ведут... За более чем 50 лет Л. Рон Хаббард написал более 540 работ и прочел более 3000 лекций, которые записаны на пленки. Его труды разошлись более чем 116 миллионным тиражом на 32 языках во всем  мире".

Вместе с тем именно Хаббард в "Официальном послании сотрудникам от  09.03.1972" цинично раскрыл суть деятельности своей "Церкви":   "Делайте деньги, делайте больше денег, заставляйте других работать,   чтобы они делали для вас еще больше денег".

Основатель и   духовный  отец  сайентологии  американский писатель-фантаст  Л. Рон  Хаббард  (1911-1986)  положил  начало сайентологическому движению в 1950 г., опубликовав свою книгу "Дианетика –  современная наука душевного здоровья". В том же году в США на средства автора для пропаганды его "научных и философских идей и методов" был открыт первый Дианетический центр.

В настоящее  время  сайентология,  возглавляемая  Дэвидом Мискавиджом,  является  четко  иерархизированной  организацией, разветвленной по всему миру и проявляющей активность во всех сферах жизни, включая бизнес, политику, культуру и образование. Она состоит из отдельных, разбросанных по разным странам организаций, каждая из которых управляется из центра менеджмента в США и направлена на пропагандирование  и маркетинг технологий Хаббарда. По данным организации, она насчитывает 3100 так называемых "церквей", "миссий" и филиалов в 107 странах, в которых состоят около 8 миллионов человек. Дополнительно действует целый ряд дочерних организаций, не включающих термин "сайентология" в свое название, но, тем не менее, являющихся частью сайентологической организации. Среди многих других к ним,  в  частности,  принадлежат  НАРКОНОН (лечебная служба для наркоманов), Комиссия по психиатрическому злоупотреблению правами человека (последняя, видимо, в целях защиты от обвинений психиатров в причинении вреда психике от сайентологических методов «исцеления»), созданная   в 1969 г. Международная Гражданская комиссия по правам человека (ГКПЧ) и др.
Активная самореклама Хаббарда и его последователей не могла не вызвать обратной реакции. Из обширной литературы, посвященной личности Хаббарда  и  его  "науке-религии",  вырисовывается  далеко  не привлекательный портрет этого "мирового гения".

Основатель "всеобщей философии", религии и медицинских технологий Л. Р. Хаббард не был врачом, он не имел не только медицинского, но вообще высшего образования. Это  был  человек  с  определенными психическими нарушениями, в 1947 г. находился на психиатрическом лечении в морском госпитале "Оак Кнолл" (США). По словам сына Хаббарда,  значительная  часть "научных открытий" его отца была "создана" в состоянии глубокого наркотического опьянения. Сын пишет, что Хаббард, предававшийся различным половым извращениям, долгие годы страдал от венерических заболеваний и психических расстройств. Он был вовлечен в самые отталкивающие формы оккультизма. В конце жизни Хаббард пришел к убеждению, что является никем иным, как Зверем из  Апокалипсиса, обладающим властью над всем человечеством. В свое время Верховный суд Калифорнии назвал Хаббарда "шизофреником и параноиком"  и не допустили его к морской службе (видимо, отсюда его лютая ненависть к психиатрам: так, только в   Москве за последний год сайентологами были устроены две больших выставки под названием «Психиатрия – индустрия смерти»).

Известно, что Л. Р. Хаббард провозгласил главной целью наживу, а ложь –  единственным  эффективным способом контроля над людьми (примечательно, что по уставу сайентологической организации каждое слово, произнесенное или написанное Хаббардом, является "священным писанием", т.е. абсолютной истиной). Будучи третьесортным сочинителем научной фантастики, Хаббард после ряда финансовых неудач понял, что есть и более простые пути к обогащению. В 1949 г., выступая на съезде писателей-фантастов в Нью-Джерси, Хаббард заявил: "Писать, чтобы получать по центу за слово, смешно. Если человек действительно хочет получить миллион долларов, то лучший способ – это изобрести свою религию". Через год после этого заявления, в 1950 г. Хаббард выпустил упомянутую книгу "Дианетика".

Организация Хаббарда  не  единожды  подвергалась  судебным разбирательствам в различных странах мира. В настоящее время более 40 государств расследуют преступную деятельность этой секты, а в ряде мест она запрещена законом (в 1999 г. деятельность сайентологической церкви была в судебном прекращена  и в  Москве, однако хаббардисты надеются на изменение этого решения в более высокой судебной инстанции).

В 1977 г. руководители сайентологии были уличены в планировании операции по похищению документов, принадлежащих армии и флоту США, таможне, ЦРУ, судебной палате  и  др.  Доказательств  оказалось достаточно, чтобы приговорить к различным срокам наказания руководителей секты, в том числе жену основателя сайентологии. Сам Хаббард от суда по этому делу скрылся, но в 1978 г. был приговорен Парижским судом по другому делу за извлечение прибыли с помощью мошенничества – к 4 годам тюремного заключения и крупному штрафу. Хаббардисты известны еще и постоянной конфронтацией с официальной  медициной  и  психиатрией и при каждой возможности демонстрируют свой протест против них, возбуждая судебные разбирательства.

В 1978 г. Хаббард объявил о создании "метода детоксикации" –"очистительного марафона", достойного, по его мнению, Нобелевской премии. 

Этот метод неоднократно подвергался экспертизе и был признан вредным. Такое же заключение дала комплексная экспертиза, проведенная в Центре им. В.П. Сербского: «В  представленных  экспертам  материалах  не содержались данные о показаниях к применению "Программы очищения", тщательно и подробно оговорены лишь договорные отношения, исключающие иск по поводу возникновения различных форм расстройств и ущерба здоровью, что само по себе указывает на возможность их развития. Риск причинения вреда здоровью особенно значим при отсутствии необходимого медицинского контроля. Все это указывает на явное нарушение приказа Минздравмедпрома от 19.06.96 № 254 "О недопущении пропаганды и использования  методов  детоксикации,  иных вытекающих   из   учения    Р. Хаббарда    методов     сайентологии   и  дианетики   в практике   здравоохранения" */.    Тем не менее,  активное распространение 
____________________________
*\ - подробнее см.: Кондратьев Ф.В. К практике экспертных заключений в отношении деятельности культовых новообразований (анализ методик, основанных на учении Р.Хаббарда)// Практика судебно-психиатрической экспертизы. Сборник № 39.  - М. 2001.- С. 148 -161.

идей этой церкви и ее проникновение в социальные слои продолжает усиливаться.

Социальная психиатрия, изучающая воздействие социальных факторов на возникновение и развитие психических заболеваний, должна обратить особое внимание на учения тех сект, которые оказывают негативное влияние на психическое здоровье людей, в частности тех, которые в своей основе имеют психопатологию.

Следует подчеркнуть, что все секты (и не только сайентология) отрицательно относятся к психиатрии и удерживают своих адептов (иногда прибегая к насилию) от общения с врачами-психиатрами, всячески дискредитируя психиатрию.  В противопоставление этому в «Основах социальной концепции русской Православной Церкви» (раздел ХI.5)   достаточно ясно сказано о целесообразности лечения психических заболеваний    «клиническими  методами».

Вместе с тем  секты бесцеремонно эксплуатируют психически больных. Пользуясь их беззащитностью, они наносят им существенный, иногда непоправимый  ущерб, особенно при продаже их квартир.

Наиболее успешно это дело получается у Церкви Последнего Завета (ЦПЗ), созданной Виссарионом (бывшим милиционером Сергеем Торопом). Религиозная доктрина Виссариона соединила в себе евангельские притчи с теософией Блаватской, философией Рерихов, русским космизмом, аскетизмом йоги и фантазиями Даниила Андреева. После посещения Виссарионом Израиля “Обетованная Земля” была “перенесена” им в Сибирь – “место новых откровений и благословений”.

Для заселения этой новой «Обетованной Земли» и для личного обогащения   «апостолы»  ЦПЗ стали широко практиковать  продажу квартир своих адептов из престижных  городов  с   последующим  их  поселением  в  общине  в  Курагинском районе Красноярского края – в “Городе Солнца”  (“Новый Иерусалим”),  на   берегу таежного озера  Тиберкуль.   Теперь это   действительно  крупная  секта   со  своим социальным укладом.  Главным ритуалом этой церкви является “магический круг”, когда верующие, взявшись за руки, под специально подобранную музыку совершают определенные движения. Сила воздействия такого ритуала на адептов настолько велика, что некоторые из них падают без чувств, а вера в “божественность” Виссариона после этого становится непоколебимой (Дворкин А.Л., 2000; и др.). 

Секта «Свидетели Иеговы» («Сторожевая башня»), довольно широко распространенная в современной России, наиболее активна в плане социального воздействия на личность: развод, если нет супружеского единоверия в Иегову, отказ от детей, запрет на их  общение со  сверстниками, изоляция их от социализирующего влияния коллектива, противопоставление (по крайней мере, неисполнение) общественным нормативам (например, неучастие в выборах, отказ от службы в армии). А главное – безропотное подчинение своим старшим по секте (так называемым «надзирателям»), исполнение всех предписаний, идущих из руководящего Центра (США, Нью-Йорк, Бруклин). Таким образом, сотни тысяч   российских граждан, имея российский паспорт,   оказались в полном подчинении у заокеанской религиозной организации.

Вместе с тем как упоминалось, мотивацией обращения в секту бывает надежда больных освободиться от субъективно неприятных психопатологических проявлений, и они откликаются на сектантские рекламы, обещающие   им психическое здоровье. При этом в одних случаях новая религиозность может служить патопластическим материалом для бредообразования религиозного содержания, в других – она может и не входить в структуру бреда, но проявляться в неадекватном социальном поведении. Оно отражает нормативность сектантской догмы даже у тех больных, которые находятся в психотичес­ком состоянии, формируя своеобразные “клинико-религиозные” сочетания (Кондратьев Ф.В., 2000).

Как мы отмечали, религиозность может выражаться не только в стремлении к духовному просветлению, но и к самым темным силам зла. Это стремление точно соответствует закону социальной поляризации, провозглашенному Питиримом Сорокиным (основа морали современных сатанистов: «бери от жизни все здесь и сейчас, для тебя ограничений нет»).  Согласно материалам  Института  государственно-конфессиональных отношений и права в России, в настоящее время на территории страны действует более 500 деструктивных религиозных культов. Среди них ведущее место  как по распространенности, так и по степени социальной опасности занимают сатанинские организации (в Москве их более 30). 

  Криминогенность реального сатанизма (т.е. сатанизма как идеологии психически здоровых лиц) – это область исследований правоохранительных органов. Психиатры же имеют дело с реальным сатанизмом только в случаях проведения судебно-психиатрических экспертиз по уголовным делам, при этом возникает, как правило, необходимость его дифференцирования с бредовыми идеями сатанизма. Психопатологическая фабула сатанизма у психически больных наиболее опасна в плане риска совершения агрессивных действий, в том числе и серийных убийств, однако   психопатологический   сатанизм, в отличие  от реального,  крайне редко (только в случаях индуцированных психозов) бывает групповым, социально структурированным (Кондратьев Ф.В., 2000, 2001).

В целом, сатанизм – это духовная ориентация отдельного человека, групп людей, государства, направленная на деструкцию и разрушение противоположной ориентации – ориентации на высшую духовность. Сказанное исходит из общепринятого определения, что Бог есть любовь, сатана есть разрушение этой любви. В основе реального сатанизма лежит представление о существовании силы зла, превосходящей всевластие Бога, и чувство  гордости за принадлежность к этой силе.

Сатанизм противоестественен для духовно здорового человека,   воспитанного в традициях нравственности. С идеями сатанизма не рождаются, но к ним имеют несомненную тропность определенные личности. Эту тропность к сатанизму   можно объяснить с позиций социопсихогенеза, когда в результате реальных фрустрационных ситуаций появляются переживания чувства (нередко бессознательного) своей ущербности, социальной несостоятельности с потребностью в их гиперкомпенсации. Эта гиперкомпенсация проходит через идейное принятие сатанизма, она проявляется в соучастии с сюжетами фильмов ужасов, содержанием песен тяжелого рока, в тематике рисунков и подкрепляется сатанинской литературой.  Все это  формирует оппозиционное отношение к окружающим, к  социальной нормативности. Принятию такой позиции способствует часто наблюдаемая психическая слабость,  обусловленная  последствиями    органического повреждения головного мозга, что затрудняло позитивную социализацию. Свою негативную роль нередко играют   неблагоприятные условия  формирования  личности (асоциальная микросреда, отсутствие просоциального воспитания).    Осознание факта невозможности   достичь желаемого для себя социального статуса выражается  во внешнеобвиняющих  реакциях  сначала  к ближайшему окружению, затем и к людям вообще. В результате начинает формироваться личность "мстителя  обществу".

Наши наблюдения показывают (Кондратьев Ф.В., 2000), что в  случаях установления контактов с сатанистами   подростки и юноши приходят в эту этноцентрическую группу с уже сформированной ориентированностью на совершение зла. Какой-либо критики к своему образу жизни, к вере в могущество сатаны добиться у них в этот период   невозможно. Они не хотят менять свои убеждения хотя бы потому, что без них окажутся лишенными той опоры, которую дает им причастность к сатанинской группе  – чувства  превосходства над другими. Аффилиация проявляется у таких подростков тенденцией к группированию с себе подобными. Общение и близость с подростками, имеющими такие же личностные проблемы, приводят к   снижению тревожности, смягчают последствия как физиологического, так и психологического стресса. Именно поэтому такие подростки, не имея возможности войти в иной коллектив, где они находили  бы  соответствующее  их  особенностям взаимопонимание, легко присоединяются к антисоциальным группировкам сатанинского толка.

Здесь помимо чувства общности у подростков формируется осознание своего группового превосходства над "благополучными" сверстниками. В дальнейшем сатанинский наставник   целенаправленно  закрепляет у своих подопечных установки на то, что "служение на верность сатане – залог их счастья на том свете, в аду", что они – "сверхлюди", для которых на этом свете нет ограничений.  Такая обработка, принимая во внимание определенную психическую инфантильность, способствует дисгармоничной социализации и в дальнейшем становится устойчивым свойством личности, которое определяет направленность и характер социального поведения таких этноцентрических групп.  Приобщение к сатанизму здесь сугубо рационалистическое, это – осознанный выбор психопатологически ущербных личностей, закрепившийся в однозначной жизненной позиции.

Одним из ведущих направлений социальной психиатрии является суицидология. Она имеет прямое отношение к религиозности населения. Существенные различия в распространенности суицидов по географическим регионам совпадают с тем различием в вероисповеданиях, которые там культивированы. При этом эти различия прослеживаются у населения разных конфессий, проживающего в соответствующих географических регионах. Интересно отметить, что частота суицидов в населении явно коррелирует с уровнем религиозности, который изменяется в зависимости от социальных условий. Так, в   дореволюционной России был самый низкий в мире уровень самоубийств – только 3 человека на 100 000 населения. К концу ХХ в., с потерей населением религиозной духовности, это количество увеличилось  более чем в 10 раз и по частоте суицидов мы заняли второе место в мире. Этот факт с   географических и социально-экономических  позиций     объяснить   нельзя. Россия осталась на своем прежнем месте, социально-экономические показатели значительно улучшились, однако за десятилетия тоталитарной атеистической пропаганды  были нивелированы религиозные смыслы жизни и запреты на самоубийство как самый тяжелый грех.  В плане именно этого факта можно расценить и такое положительные явление,  как снижение числа суицидов на 14,1% в 2005г. по сравнению с 2000г., которое наблюдается на фоне восстановления влияния Церкви.

ВОЗ констатирует: проблема самоубийств с каждым годом приобретает все более глобальный характер, а суицидальные попытки все чаще становятся формой поведения, к которой человек прибегает в той или иной кризисной ситуации. По мнению ВОЗ,   основные причины, толкающие людей на сведение счетов с жизнью,  – это личные проблемы, одиночество, несостоявшиеся мечты, эмоциональная и психологическая незрелость  молодежи. Это, конечно, имеет место, можно согласиться     и  с таким выводом ВОЗ, что «нестабильная  ситуация  и ухудшение    материального    положения,    связанное    с    экономической нестабильностью  в  обществе,  кризисы,  конфликтные   ситуации    являются благоприятной средой для  существования  суицидально-направленных  групп  в обществе».  Все верно, но это лишь констатация фактов, а не их объяснение.   Рассмотрение этих   факторов без учета мировоззренческого самосознания суицидентов не может быть полноценным анализом просто потому, что сами по себе они не могут объяснить рост суицидальности: кризисы и жизненные проблемы были всегда, при этом несравненно более тяжкие, чем в последнее время. Почему не признать, что с утратой религиозности были потеряны духовные смыслы земной жизни и  христианская смиренность перед реальными проблемами («на все воля Божия»), противостоящие возникновению помыслов о самоубийстве?

Каких-либо медико-биологических предпосылок (относящихся к расстройствам собственно здоровья, в том числе психического) для резкого роста количества суицидов нет, однако резко увеличилось число депрессивных состояний, имеющих глубинное, экзистенциональное (а не психопатологически-эндогенное) происхождение, т. е. увеличилось количество депрессий, возникающих из-за  личностной потери смыслов дальнейшей жизни. Именно эта потеря, которая относится к духовной сфере, и приобретает глобальный характер, определяя наше время. Нигилизм, атеизм, неудержимая гонка  за сатанинскими соблазнами золотого тельца рано или поздно приводят к осознанию бессмысленности своей жизни.

Религиозное самосознание чрезвычайно важно в случае принятия суицидального решения. Условно можно подразделить конфессии на антисуицидальные, где моральные и психологические запреты на пути к самоубийству чрезвычайно жестки, и конфессии, не считающие самоубийство абсолютным злом (Петрюк П.Т., Петрюк А.П., 2006). Поскольку религия – неотъемлемая часть культуры нации, она косвенно влияет и на поступки человека нерелигиозного, если он воспитан в том же социуме.

К «антисуицидальным» религиям относятся иудаизм, христианство и ислам, т. е. монотеистические религии, признающие единобожие, однако в отношении к самоубийству у них  есть некоторые различия. Так, иудаизм, хотя и отвергает самоубийство, но    никогда не считал его великим грехом, особенно в некоторых чрезвычайных ситуациях, когда добровольная смерть предотвращала духовные страдания (например, позор, муки совести).   В библейских текстах описано самоубийство Самсона, обрушившего на себя и на своих врагов – фалистимлян кровлю дома (Суд 16:30); Саул бросился на собственный меч после того, как оруженосец отказался его убить, когда их догнали фалистимляне, а затем и сам оруженосец покончил с собой (1 Цар 31:4); Агитофель Гилонян повесился, не вынеся  мук совести  после того, как предал царя Давида, у которого был советником   (2 Цар 17:22).  Явно высоконравственные, духовные причины лежали в основе массового самоубийства защитников крепости Масада (73 г.н.э.), когда 960 евреев во главе с Елеазаром покончили собой, не желая подчиниться римскому владычеству.  
В христианстве самоубийство осуждается в более категорической форме. Еще Фома Аквинский в «Сумме теологий» в XIII в. объявил самоубийство трижды смертным грехом: против Господа, дарующего жизнь; против общественного закона; против человеческого естества – инстинкта самосохранения, заложенного в каждом живом существе. С Фомы Аквинского христианская церковь устанавливает как непреложную истину, что шестая заповедь – «не убей» –  в равной части  относится и к самоубийству.   И поэтому самоубийство – это не просто отказ от данной Богом земной жизни, оно  лишает возможности покаяния, по существу это – отвержение Креста и Воскресения Христова. В этом плане христианство осуждает и пассивную эвтаназию как осознанное самоубийство. Однако с этих позиций нельзя рассматривать самопожертвование ради высших целей. Здесь   принципиально иное содержание самосознания, в нем нет эгоистических мотиваций ухода от земных проблем. Примером  являются те, кто осознанно смирялся с принятием   смерти во имя веры Христовой, те, кто отдавал добровольно свою жизнь ради спасения других.  Иного понимания требуют акты группового самоубийства, которые инициируются психически  больными лидерами сектантских групп.

При анализе уровня суицидов в странах, где превалирует западное христианство, было установлено, что в протестантских странах он втрое выше, чем в католических. Это связано с  вольной трактовкой протестантами религиозных догматов, в частности, у них ответственность за неудачи возлагается больше на собственную личность, нежели на Бога.   Меньше всего самоубийств среди католиков, которые более истово следуют предписаниям Церкви и у которых суицид считается смертельным грехом, наказуемым даже после смерти. Поэтому именно  религиозные отличия населения этих стран, а не  их географическое местонахождение или экономическое положение дают объяснение данным фактам.

Ислам категорически запрещает самоубийство, но осознанное самопожертвование при объявлении джихада (например,   самоубийство, необходимое для совершения террористического акта) считается высшим духовным проявлением, достойным рая, а сам шахид – пример для  подражания.

Отношение к самоубийству в странах,   религии которых        не содержат табу на суицид (буддизм, синтоизм), соответственно отражается в самосознании граждан этих культур.    В Китае  отношение  к  суициду  было  всегда весьма спокойное. Считалось, что человек таким образом  освобождает  душу, находит свой выход из жизненно трудной для него ситуации. В Индии самоубийство – способ перехода в другую карму, осуществление его путем пассивной эвтаназии считается уделом сильных духом.    В  Японии  до  недавнего времени существовал обряд харакири, совершение самоубийства  считалось высшим проявлением мудрости, честности, порядочности. Существовали  ритуальные традиции достойного ухода из жизни.

В аспекте религиозного самосознания как важнейшего аспекта проблемы суицидов нельзя специально не вернуться к такому вопросу как квазирелигиозное сектантство. Его история  содержит много примеров массовых самоубийств, основанных на сектантских «вероучениях», и они продолжаются до настоящего времени, о чем всё чаще сообщают СМИ. Особое беспокойство вызывает распространение идеологии сатанизма в нашей стране. Культивирование полной противоположности христианской нравственности включает и положительное отношение к самоубийству. Самоубийство расценивается как ответ на жизненные проблемы, как некий вид ритуального акта мужества или религиозного рвения. Распространяемые сатанинской литературой и молодежными рок-группами «тяжелого металла» сатанинские призывы  в песнях типа:  "Убить себя, чтобы жить", "Обязательное самоубийство", "Ветры самоубийства" восхваляют суициды, особенно коллективные. Этот факт следует учитывать при решении проблемы самоубийств в нашей стране.

Несколько детальнее обсудим вопрос о духовном самосознании в проблеме суицидов. Как упоминалось,   в современном мире преобладают нигилизм, духовный вакуум. О полной утрате смысла жизни как причине суицидальных намерений нередко говорят вполне преуспевающие, внешне благополучные люди (Кутырев В.А.,  1994). Осознание пустоты своей жизни, особенно в предчувствовании бренного конца, когда  происходит переоценка прежних        ценностей, – характерная причина развития депрессий. Ведь то, ради чего расходовались силы и время, совершались коварство и предательство – все это оказывалось ничтожным и бессмысленным. Именно такой экзистенциональный вакуум (по V. Frankl)    как причина осознанных   суицидов имеет тенденцию к глобальному росту.   Чем полнее осознание этой пустоты, чем больше понимание того, что слава, богатство, власть – эфемерные ценности, тем глубже развивается психогенная депрессия, ведущая к суициду. И он реализуется, если человек не успевает найти смыслы жизни вне себя, найти Бога и начать новую жизнь в со-бытии с Ним.

Специалисты здравоохранения считают, что решать проблему самоубийств нужно на государственном уровне путем внедрения федеральной программы по борьбе с суицидами.  Напомню: по определению ВОЗ  самоубийством  является «результат сознательных действий со стороны определенного человека, полностью осознающего или ожидающего летального исхода». Но  если в эту программу не   включить идею духовного оздоровления нации,  которая будет корригировать именно сознательные действия человека и наполнит его жизнь традиционными нравственными смыслами взамен поклонения золотому тельцу, то проблема снижения или даже остановки роста числа самоубийств не сможет быть решена: уровень монотеистической религиозности населения и суицидальные тенденции обратно пропорциональны.


ЛИТЕРАТУРА

Акифьев А.П. Генетика и судьбы. – М.: Центрополиграф, 2002. – 240 с.
Дворкин А.Л. Сектоведение. – Нижний Новгород, 2000 – С. 562-648.
Кондратьев Ф.В. Информациологический подход к анализу социального поведения психически больных//Психиатрия и общество. – М., 2001:  Гэотар-мед. – С. 126 – 137.
Кондратьев Ф.В. Проблема религиозных культовых новообразований в психолого-психиатрическом аспекте: Аналитический обзор. – М., 2000.– 99 с.
Кондратьев Ф.В. Сатанизм как реальность и “сатанизм” как психичес­кое расстройство //Люди погибели. Сатанизм в России: попытка анализа.– М., 2001. – С. 7-93. 
Кондратьев Ф.В. Сатанизм как источник криминальной агрессии (психолого-психиатрический аспект) // Серийные убийства и социальная агрессия: что ожидает нас в ХХI веке? Материалы международной конференции. – Ростов-на-Дону, 2001. – С.269-272.
Кондратьев Ф.В. Виды социально значимого поведения, связанные с религиозностью человека (судебно-психиатрические аспекты) // Пособие для врачей. М., 2006. - 79 с.
Лосский В.Н. Божественный мрак // Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. – М., 1991. – 288 с.
Никольский Н.М. Избранные произведения по истории религии. – М.: Мысль., 1974. – 265 с.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. – М., 2000. № 8  – С. 5-97.
Петрюк П.Т., Петрюк А.П. Проблема самоубийств в современной религии// Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: Сб. научных трудов. Т.4. Харьков, 2006. – 89 – 93.
Сандулов Ю. Дьявол. Исторический и культурный феномен. – СПб., 1997. – 192 с.
Соловьев В.С.   Сочинения в двух томах. - М., 1989.- Т.1.- С. 462 . 
Франкл В. (Frankl V.) Человек в поисках смысла (пер. с анг. и нем.) – М.: Прогресс., 1990. – 364 с.
Юнг К.Г. (Jung C.G.) Архетип и символ. – М.: Renaissange, 1991. – 304 с. 
Ясперс К. (.Jaspers K.) Смысл и назначение истории. – М., 1991. – 473 с.
Prophet E.C. Учение Вознесенных владык. Жемчужины мудрости. – М., 2000.
Prophet M.L., Prophet E.C. Наука изреченного слова. – Изд-во “Восьмой луч”, 1999.
Sumner W.G. Folkways. A study of the sociological importance  of usages,  manners, customs and morals (3 ed.). – Ginn @ Co, Boston, 1940.