Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

К чему приводит практика Трансцендентальной Медитации. Эмпирический анализ патогенных структур как помощь в консультировании

Опубликовано 30.09.2014

Верховный Суд ФРГ подтвердил достоверность этого исследования 29 мая 1989 г.

Полный немецкий оригинал — Die Bensheimer Studie 1980: Differentielle Wirkungen der Praxis der Transzendentalen Meditation (TM). Eine empirische Analyse pathogener Strukturen als Hilfe für die Beratung. Institut für Jugend und Gesellschaft, Bensheim, 1980 — опубликован в Интернете по адресу: http://www.agpf.de/TM-Bensheim.htm. Полный английский перевод этого исследования — The Various Implications Arising From the Practice of Transcendental Meditation. An Empirical Analysis of Pathogenic Structures as an Aid in Counseling. Institute for Youth and Society, Bensheim, 1980 — размещен в Интернете по адресу: http://www.trancenet.org/research

Содержание

  • Содержание 1
  • 1. Трансцендентальная медитация — введение к учению и практике
    • 1.6. Учение и практика медитации
      • 1.6.2. Эзотерический уровень
  • 2. Методологические проблемы и проведение исследования
    • 2.2. Отличительные черты опрошенных групп
  • 4. Воздействие ТМ на медитаторов
    • 4.1. Результаты с точки зрения опыта в ходе медитации
      • 4.1.2. Предлагаемые курсы
      • 4.1.4. Финансирование курсов
        • 4.1.5.1. Из записей слушателя курсов
          • Примеры:
      • 4.2.2. Влияние ТМ и Махеш Йоги на медитаторов
      • 4.2.4. Измененное представление о реальности
        • Примеры:
      • 4.2.5. Изменение в структуре восприятия
      • 4.2.6.Резюме

1. Трансцендентальная медитация — введение к учению и практике

1.6. Учение и практика медитации

1.6.2. Эзотерический уровень

В целом при интенсивном участии в ТМ возможно понижение способности к критическому мышлению и к раздумьям. Если какие-то медитаторы в начале проявляют скептицизм и критическое отношение к некоторым из ритуалов и скрытных высказываний движения, они все же в ходе практики медитации бездумно все больше и больше принимают и признают утверждения ТМ. Для преподавателя ТМ, например, значение обряда посвящения полностью трансформировалось. Публично его выдают за церемонию благодарения, что-то вроде клятвы Гиппократа. Для преподавателя ТМ, однако, он имеет самое важное значение, поскольку практически является равнозначным традиционной индусской пудже. В понимании преподавателя медитация не может функционировать правильно без пуджи. Он узнал от Махариши: «Действенность обучения зависит от его чистоты». Только пуджа (в смысле магической формулы) может ввести ученика в «Святую традицию», где медитация начнет работать эффективно; нигде больше она действовать не будет. В ходе пуджи, которая проводится согласно строго соблюдаемому ритуалу перед алтарем с портретом Гуру Дева, призывается святая цепь индусских божеств и богов, от Брамы до Гуру Дева. Среди них — Шанкара (приблизительно 800 г. н.э.), одна из самых важных религиозных фигур Индии. Он олицетворял собой широко распространенную веру индуизма в то, что божественная сила (Брама) — сущность мира, идентичен человеческому «я» (мировая душа), глубочайшей сущности индивидуального человека. Это понимание единства является реальной аргументацией для практики медитации ТМ, которая базируется на мнении, будто чем глубже человек постигает свое внутреннее существо, тем ближе он к пониманию сущности всех вещей и бесконечности; пока, наконец, не произойдет превращение в абсолютное существо.

2. Методологические проблемы и проведение исследования

2.2. Отличительные черты опрошенных групп

Общее впечатление, полученное нами в ходе общения со всеми участниками в начале исследования, сводилось к отрицательному опыту практики медитации или её последствий и к желанию уклоняться от общения с организацией ТМ и её представителями.

4. Воздействие ТМ на медитаторов

В этой главе документально обосновываются возникающие в ходе практики ТМ последствия для медитатора. Опыт медитации в большинстве случаев оказывается причиной изменения в восприятии действительности, особенно в контексте ТМ организации. Это не проходит бесследно как для структуры личности, так и для личной жизни медитатора. Такого рода коренные перемены в сфере социального общения становятся явно заметными со стороны, как и изменения в поведении в сфере учебы и карьеры. Также документально доказаны изменения в психическом и физическом здоровье медитатора.

4.1. Результаты с точки зрения опыта в ходе медитации

4.1.2. Предлагаемые курсы

Хорошо известно, что тантрическая медитация и, следовательно, ТМ — уводит медитатора в мир видений, картин и причудливых умственных образов, что можно сравнить с употреблением наркотиков.

4.1.4. Финансирование курсов

«Курсы оплачивались за счет денег на хозяйство, нашего общего счета в банке и заработной платы» (3/42)
«Он использовал мои деньги (партнер по браку) и истратил все мое наследство» (3/42)
«Он продал всю мебель в квартире, чтобы получить деньги для ТМ, он занимал деньги у незнакомцев и знакомых, а также, вероятно, у тех людей, которых сам ввел в организацию ТМ Он говорил, что они подарили ему эти деньги». (3/42)

Медитаторам нелегко было добывать те огромные суммы денег, которые требовались для прохождения последующих курсов и переживания возможно более глубокого опыта медитации. В среднем каждый медитатор тратил на организацию ТМ или делал эту сумму доступной для них в качестве дара 17322 DM (дойчмарок) [примерно 22700 $] (5003 DM) [6600 $]). (Число в скобках указывает среднюю стоимость без учета очень крупных или очень мелких вкладов.). [Соотношение валют — на 1980 г.]

4.1.5.1. Из записей слушателя курсов

Люди сообщали, являются они вегетарианцами или нет, и я сказал, что не вегетарианец, но в течение всех пяти недель получал только вегетарианскую пищу. Готовили неплохо, но там полностью отсутствовала чистота. Хорошо, что там не было инспектора по здравоохранению. Жили мы в гостинице, арендованной исключительно для нас, не для других гостей. Обслуживанием занимались люди ТМ, а не штат гостиницы. Эти люди (обслуживавшие нас), выполняя данную работу, «зарабатывали» на следующие курсы, они получали за неё баллы или очки, которые засчитывались в качестве уплаты за следующие курсы. Я знал, что они не были специалистами в данной сфере, но меня беспокоила не импровизация, а грязь.
К концу у вас просто не оставалось никаких собственных мыслей. Прохождение материала по кругу (rounding), лекции, резюме, прохождение материала по кругу, повторение. Вечером были новые лекции, а до полудня на следующий день было резюме; что касается меня, то это было промывание мозгов.

Из 29 медитаторов, бросивших работу или учебу, чтобы работать полную рабочую неделю для движения ТМ, только двое были застрахованы движением ТМ, да и эти двое — только из-за внешнего давления. 38% (11) не были застрахованы вообще, родители или супруги застраховали другие 38% (11). Только 17% (5) застраховали себя сами или поддерживали существующее страхование на прежнем уровне. Здесь нельзя не заподозрить, что организация ТМ использует в своих интересах измененное восприятие мира со стороны работающего на них медитатора, чтобы не быть обязанной платить заработную плату или оплачивать медицинское либо социальное страхование.

Когда все-таки случается болезнь или недомогание, обычно это просто не признается; это не вписывается в теорию. О визите к врачу не может быть и речи. В самом крайнем случае медитатор, работающий для этого движения, пойдет к врачу ТМ (который «пропишет» больше медитации. См. раздел 4.1.5.1.) или посетит гомеопата.

Примеры:

«Он разрешит лечить себя только гомеопатам». (3)
«Он пошел к врачу ТМ, который посоветовал больше медитировать». (3)
«Мой учитель ТМ испытал отвращение из-за того, что я доверился врачу. Он сказал, что я всегда принимаю неверные решения». (2)

4.2.2. Влияние ТМ и Махеш Йоги на медитаторов

Это влияние усиливается центральной фигурой Махариши Махеш Йоги. Отвечая на вопрос «Какое положение M. Махеш Йоги занимал в вашем взгляде на мир?», многие говорили, что они видели в нем «лидера», «божество», и он занимал в их жизни позицию первостепенной важности. Что бы он ни говорил, это было обязывающим. Такие медитаторы превратились в зависимых от его авторитета и утратили способность независимо мыслить и действовать.

4.2.4. Измененное представление о реальности

Идеология ТМ откровенно принималась и признавалась, взгляд на мир и восприятие мира менялись в том направлении, которое уже подробно излагалось в этой главе; развивались элитарные аттитьюды и мышление в духе дхарма-кармы, медитаторы становились антисоциальными, аполитичными и равнодушными к своему окружению.

Примеры:

«С тех пор, как он стал заниматься медитацией, мой муж не верит в реальность жизни. Он (буквально) сказал мне: Когда ты — медитатор, и человек, близкий тебе, умирает, ты просто стараешься этого не замечать без каких-либо эмоций». (3/70)

«Понятие о переселении душ является решающим. Все, что было прежде, теперь не важно. Махариши — человек, через которого бог выражает себя, отсюда помешательство на Махариши — только то, что он говорит и делает, важно, все остальное ложно. Из довольно либерального человека он превратился в человека с тоталитарным настроем ума, который считает индийскую кастовую систему хорошей вещью, к тому же являющейся подтверждением претензий Махариши на власть. Он говорит, что человечеству можно помочь только с ТМ. Благодаря ТМ человек не заболеет и не состарится». (1/70)

4.2.5. Изменение в структуре восприятия

Изменения, которые происходят в восприятии или понимании мира человеком, и их воздействие на его чувство личности иллюстрируются здесь случаем молодого человека (22 года), который в момент посвящения в ТМ был все еще на переломной стадии юности. Поиск смысла жизни, строительство личности, конфликты в трудных семейных ситуациях, переход от школы к университету; другими словами, обычная стадия неуверенности: она совпала с посвящением в ТМ и практику этой организации, которое, с точки зрения ТМ, пошло гладко.

С помощью записи этого интервью можно проиллюстрировать опасности, связанные с таким типом медитации, опасности, имеющие особенно важное значение для тех, кто начинает заниматься этой практикой в возрасте менее 25 лет.

Я переживал ТМ как исследование собственной нервной системы, осознание многих вещей... ТМ действительно является концентрацией на духовном, и, возможно, именно из-за этого многие люди верят, что они летают...
Меня поразило то, что они называют снятием стресса, я объяснил бы это так, что те люди внезапно полностью сосредотачиваются на себе в этой изоляции, и тогда начинают появляться проблемы.
Я заметил, что люди нуждались в большем количестве сна. Они явно должны были что-то отрабатывать — я также (всегда) был усталым.
Я верю, что это — своего рода отступление в дальнейшие слои сознания, когда начинают появляться картины. Почему? Потому что это — более раннее понимание. Можно сказать, что ваше понимание, становится более искренним, детским, более задумчивым…
Я видел некоторую опасность для собственного развития в наличии отношений зависимости от других людей или другого человека. Я имею в виду то, что вам абсолютно не нужно, вы просто поглощаете это, это идет прямо в вас. То, что вас не интересует и что для вас не важно. Почему человек должен внедрять это в себя? Это — только чистая трата энергии! Пустая трата энергии нервной системы. Все расходует энергию, и почему бы мне не заняться экономией энергии в моей нервной системе. Если я теперь сижу где-нибудь и смотрю вокруг, не видя чего бы то ни было осознанно, я просто закрываю глаза, поскольку в этом нет смысла, это только пустая трата энергии...
Все это началось во Франции, психический кризис. Жизнь с природой ... и я постарался бросить все, что было нездоровым, включая до некоторой степени то, что было для меня духовно нездоровым — мышление, мышление неестественно. Мышление неестественно. Я не хочу сказать, что женщины как таковые были для меня примером, но как я уже сказал, женщины делают это куда правильнее, чем мужчины. У женщин есть инстинкт, отсутствующий у мужчин. У мужчины есть его логические объяснения, женщина обладает своего рода утонченным чувством. Вы не обязаны быть гомосексуальным, я обратил внимание — тут все дело в гормонах, агрессии. Я сумел все это ликвидировать, у меня все было под контролем. Это — мужчина во мне, это все — агрессия, гормоны, это все просто полнейшее дерьмо. Я избавился от всей моей агрессии, естественной агрессии мужчины, я контролировал свое сексуальное стремление, или как оно там у вас называется, когда человек видит красивую женщину, и это возбуждает его... Я думал про себя, что это не является существенно позитивным. Видите ли, это больше относится к подсознательному. А потом я сделал так, чтобы ничто меня не интересовало и все оставляло холодным. Это была моя цель, никакого влияния извне, потому что с теми, кто вне меня, я не свободен...
Это было время, когда у меня впервые появилось общее представление обо всех функциях, и я действительно мог хорошо управлять ими. Это был перед Францией. Во Франции, можно сказать, свершилось мое крушение. Это было крушение, не запланированное мной.
Когда я приехал во Францию, наступил хаос. Я, человек с таким хорошо настроенным и совершенно иным восприятием внезапно должен был думать на другом языке. Я походил на маленького ребенка, который внезапно должен начинать все сначала. А то, что я узнал от самого себя, как будто было стерто: я был в роли маленького ребенка, я должен был снова учиться говорить.
И именно из-за этого мое развитие внезапно закончилось. Из-за этого я оказался в состоянии ужасного кризиса. Это было жутко. Мышление внезапно стало французским… У меня были такие прекрасно оформленные мысли и восприятие, а потом появился другой язык, и это разрушило все… (2)

В момент интервью этот молодой человек все еще был не способен работать. Он находится под наблюдением врачей и живет дома с родителями.

Медитация с применением мантры может привести к полностью измененному восприятию реальности. Это — медленный процесс возвращения от зрелых «отношений я-ты» назад к одномерному самовлюбленному «я». Молодому человеку, занимающемуся ТМ, фактически мешают стать ответственным независимым взрослым, он возвращается к инфантильной и самовлюбленной стадии, выражающейся через соответствующее поведение с его стороны. Почти полная потеря ощущения реальности вызвана, по нашему продуманному мнению, практикой медитации, обучения и движения ТМ в контексте его организации в той конкретной форме, в которой оно действует. Эта утрата ощущения реальности делает человека непригодным к работе, неспособным формировать свою жизнь в ответственной манере и неспособным к социальной активности.

4.2.6. Резюме

В результате этого нового взгляда на мир 76% тех, кто работал полную рабочую неделю для движения ТМ, не получали медицинского страхования. Впоследствии половина из них были застрахованы либо родителями, либо партнерами по браку, чтобы избежать беды. Таким образом эта организация входит в категорию дешевой рабочей силы. Даже в случае серьезных заболеваний медитатор нередко не будет посещать врача, так как медицинское обслуживание вообще не одобряется учителями ТМ

— Влияние ТМ оценивалось в диапазоне от сильного до очень сильного 87% обследованных. Махеш Йоги считается благочестивой фигурой и лидером, декларации которого рассматриваются как обязательные. Медитаторы попадают в зависимость от него и теряют способность независимого мышления и действия.

— 90% медитирующих приняли учение и идеологию ТМ, 80% следовали инструкциям учителей ТМ как роботы, и 75% жили в искусственном мире, созданном ТМ

— На примере конкретного случая было показано, что занятия практикой ТМ в юности ведут к устойчивому патологическому отклонению и расстройству в восприятии человеком мира, что имеет самые неблагоприятные последствия для развития характера и формирования личности.

Продолжение следует