Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

К чему приводит практика Трансцендентальной Медитации. Часть 3

Опубликовано 30.09.2014

Воздействие ТМ на учебную и производственную деятельность

  •  4.4.3.4. Сравнения оценок
  • 4.5. Воздействие ТМ на учебную и производственную деятельность
    • 4.5.1. Учебная и производственная деятельность до ТМ
    • 4.5.2. Изменения в сфере работы
      • 4.5.2.1. Способность концентрироваться
        • Примеры:
      • 4.5.2.2. Рабочая нагрузка
        • Примеры:
    • 4.5.3. Учеба и профессиональная карьера
      • Примеры:
    • 4.5.4. Резюме
  • 4.6. Влияние ТМ в сферах физического и психического здоровья
    • 4.6.1. Предварительные замечания
    • 4.6.2. Состояние здоровья опрошенных групп (до периода ТМ)
    • 4.6.3. Физические жалобы и болезни во время занятий ТМ
    • 4.6.4. Психологические расстройства и болезни в период занятий ТМ
      • Примеры:
    • 4.6.5. Ситуации, «инициирующие» психические заболевания
    • 4.6.6. Резюме

4.4.3.4. Сравнения оценок

Во всех трех группах восприятие действительности и искренность были самыми заметными показателями негативных перемен в личности. Трансформация в восприятии действительности, показанная в предыдущих оценках, вела, как следствие, к недостатку искренности. Способность к критическим оценкам значительно понизилась в период стадии ТМ

Это серьезное понижение положительных характеристик полностью противоречит обещаниям, высказанным движением ТМ

— До занятий ТМ медитаторы были преимущественно психически активными, имели обширные интересы и были искренними. Отношения с семьей и друзьями у них укладывались в диапазон от хороших до очень хороших.

— Повседневный ритм изменился в 90% случаев, то есть, в питании, сне и/или рабочих привычках. В период стадии занятий ТМ они жили более или менее в изоляции, демонстрировали ухудшение [sic] в расположении к работе, и нуждались в гораздо большем, чем раньше, количестве сна из-за непрерывной усталости. Все должно было быть подчинено порой очень длительной программе медитации и измененному ежедневному ритму, который она делала необходимым.

— 75% отказались от прежних интересов и склонностей, которые были заменены почти исключительно ТМ. Были выработаны примитивная форма языка и миссионерский стиль речи, которые немедитаторы находили штампованными, механическими и похожими на идеологическую обработку.

— Социальные отношения в период стадии ТМ оказались урезанными как в семье, так и за её пределами. В то время как до ТМ 81% принимали участие в семейной жизни, во время стадии ТМ это число сократилось до 34%; 57% полностью отошли от семейной жизни.

Что касается социальных контактов, до фазы ТМ 6% жили в относительной изоляции; в период занятий ТМ число живущих в изоляции возросло до 50%, причем это были люди, жившие в полной изоляции и прервавшие все социальные контакты.

Поскольку понизились или были полностью прерваны социальные контакты даже за пределами семьи, это отступление не может быть объяснено с точки зрения нормального процесса «взросления» и его сложностей в том, что касается проживания с родителями.

— Вместо недавно прерванных социальных контактов 89% установили контакты с (другими) медитаторами. Движение ТМ становится для них новой «группой поддержки», от которой они получают взгляды, чувство и деятельность. Это в связи с групповой медитацией ведет к новому восприятию и оценке мира.

— Установившееся сокращение общения особенно сильно влияет на партнеров по браку. Интимный и эмоциональный контакт значительно снижается вплоть до полного воздержания. Отношения с детьми также пострадали, то есть значительно сократились время, посвященное им, забота о них и терпение при общении с ними. В некоторых случаях дело доходит до полного невнимания к детям, потому что они представляют собой «фактор стресса» и потому что ТМ и новая группа поддержки имеют теперь приоритет в их жизни. Ослаблено желание поддерживать отношения в стиле «один на один», и оно практически перестает существовать. Многие медитаторы разводятся или ведут замкнутый монашеский образ жизни.

— Как уже упоминалось, отношения типа «я — ты» заменяются позицией самовлюбленной сосредоточенности на самом себе. Социальное измерение исчезает в тени, и медитатор оказывается все более неспособным к продолжению отношений любви. Связь между деятельностью и медитацией, основанной на учении ТМ, переходит из общей социальной сферы исключительно в их собственную группу поддержки. Претензия на будто бы более серьезные достижения в социальной деятельности для медитаторов является сознательным обманом со стороны движения ТМ. На самом деле имеется в виду деятельность, направленная исключительно на замыслы и цели движения ТМ, которое борется за «просвещенное Мировое развитие сознания». Социальное измерение в форме политической деятельности и т.д. в значительной части сглаживается, если не исчезает совсем.

— Социальное поведение медитаторов и отношение движения ТМ к социальной жизни демонстрируют тенденции в духе сектантства, которые не имеют никакого отношения к технике релаксации, публично рекламируемой данным движением.

— Профиль личности еще раз дает тенденцию изменений во всех трех группах: нет никакого развития личных качеств в смысле их усовершенствования. Различные качества, вроде эмоций и социальной ответственности, повсюду теряют все свое значение. Однако ТМ обещает усовершенствование и рост этих качеств. Сильнее всего оказываются затронутыми восприятие действительности, искренность и способность к критическим оценкам.

4.5. Воздействие ТМ на учебную и производственную деятельность

4.5.1. Учебная и производственная деятельность до ТМ

В целом учебная деятельность была на уровне намного выше среднего. Опрошенные были, в основном, удовлетворены своим положением на работе.

4.5.2. Изменения в сфере работы

4.5.2.1. Способность концентрироваться

Способность концентрироваться ухудшилась в 56% случаев (34), улучшилась в 16% случаев (10), и осталась такой же в 26% случаев (16). Этот спад способности концентрироваться выражался во многих случаях в растущей забывчивости, рассеянности и неспособности участвовать в деятельности, которая имела длительный характер, то есть требовала концентрации в течение какого-то времени.

Примеры:

«Она больше не могла концентрироваться, ее депрессивные периоды становились все более и более длительными» (3/75)
«Ее уже слабая концентрация стала еще хуже» (3/75)
«В течение пяти лет я был способен хорошо концентрироваться, но после этого положение с концентрацией стало действительно плохим» (2/75)
«Моя способность концентрироваться скорее ухудшалась, а не улучшилась; дома я делал только то, что было абсолютно необходимо — я концентрировался только на ТМ и семье ТМ». (2/75)

4.5.2.2. Рабочая нагрузка

Во всех трех группах наблюдалось общее понижение способности к труду. В 61% (37) случаев способность справляться с рабочей нагрузкой уменьшилась, в 13% случаев (8) она увеличилась, и в 21% случаев (13) она осталась такой же. Заявления тех, кто принимал участие в нашем исследовании, указывают на отсутствие внутреннего импульса, энергии и неспособность выполнить задачу до конца.

Примеры:

«Работа становилась для него все более обременительной. Он бросил её». (3/74)
«Он становился все слабее и слабее, все это для него было слишком». (3/74)
«Он стал слабее, менее способным что-то делать, у него было меньше энергии, его здоровье было жалким». (3/74)
«Больше никаких достижений, кроме ТМ». (l/74)
«В течение шести месяцев после посвящения ее работа (в школе) улучшалась. Она говорила, что это было благодаря ТМ. Однако после этого она утратила равновесие. Преподаватель также заметил это. Ей было трудно концентрироваться». (l/74)

4.5.3. Учеба и профессиональная карьера

В среднем 58% (38) тех, кто участвовал в нашем исследовании, претерпели ущерб в карьере благодаря влиянию ТМ, которое они оценили как негативное. В 40% (26) случаев не было никакого изменения, и только один медитатор сообщил о положительном влиянии его участия в ТМ на свою рабочую карьеру.

Участие в ТМ редко ведет к улучшению карьерной ситуации конкретного человека. Гораздо чаще заинтересованность в работе/карьере ослабевает, например, потому что теперь это считается бессмысленным. Затем учебу или работу бросают совсем, чтобы посвятить всю энергию ТМ.

42% (28) всех опрошенных бросили или работу, или учебу из-за участия в ТМ, чтобы работать полностью или частично для этой организации или принять участие в длительных курсах. Важно обратить внимание на то, что в родительской группе, где медитируют дети, 63% бросили либо профессиональную карьеру, либо учебу, в то время как в группе эксмедитаторов так поступили только 22%. Этот факт служит показателем того, что группа 1 [родители] более интенсивно и более активно вовлечена в движение ТМ. Идеология, так же как и вера в собственное развитие, плюс развитие вообще, ведет многих медитаторов к тому, чтобы бросить карьеру или учебу, чтобы годами работать без оплаты или страхования здоровья для движения ТМ (учитель ТМ: «Если невозможно сочетать учебу с ТМ, то лучше бросить учебу»).

На основании наших бесед можно убедиться, что движение ТМ снова отсылает медитаторов прочь, как только они (медитаторы) становятся неспособными либо к работе, либо к оплате своего пути (см. раздел 6.5).

Примеры:

«Он оставлял все вокруг валяющимся и незаконченным, не делал ничего, кроме ТМ, он хотел сделать это новой целью в своей жизни. После развода он жил только для ТМ, в настоящее время он получил свидетельство от своего врача ТМ, где утверждается, будто он неспособен работать, но это не так. Согласно приговору суда, вынесенному по его делу, он не желает работать». (3/79)
«Он закончил свою профессиональную карьеру, чтобы полностью заниматься ТМ Он не получал продвижения по службе, хотя распространялся на эту тему. Ему также больше не была нужна работа, потому что физически это было для него слишком много». (3/79)
«Она перестала готовиться к экзаменам (колледж), чтобы иметь возможность все время посвятить ТМ». (1/79)
«У него не было сил продолжать учебу, он стал ипохондриком и, наконец, бросил свои занятия». (l/79)
«Он временно приостановил профессиональную карьеру, но после психического расстройства закончил её полностью и рано ушел на пенсию». (1/79]
«Она воспользовалась всеми своими страховыми полисами, правами на алименты и продала все личные вещи, чтобы получить деньги и поехать в Зеелисбург (Seelisburg)». (l/79)
«Он стал безработным, потому что не имел работы в течение пяти лет». (l/79)
«Я сделал перерыв в учебе и до сих пор не знаю, чем бы хотел заняться». (2/79)
«После того, как я получил продвижение по службе, я взял на работе отпуск перед курсами для управляющих». (2/79)

4.5.4. Резюме

— В то время, как до периода ТМ учебная работа была куда выше среднего уровня, и те, кто участвовал в исследовании, были чрезвычайно удовлетворены своим положением в учебе или на работе, в результате практики трансцендентальной медитации произошло серьезное ухудшение в этих областях.

— 56% понизили способности концентрации в период занятий ТМ, только 16% сообщили об улучшении.

— 61% обнаружили, что им стало труднее справляться с рабочей нагрузкой, по сравнению с 13% тех, кто сообщил об увеличении данной способности.

— ТМ отрицательно повлияла на профессиональную карьеру 58% медитаторов. В целом 28 медитаторов (42%) бросили учебу или профессиональную карьеру, чтобы работать полный рабочий день для движения ТМ или иметь возможность заниматься на долгосрочных курсах. Они сделали это на основе обещаний, данных этим движением. Анализ записанных на пленку интервью и стенографических записей служит только тому, чтобы усилить подозрение, что организация ТМ всего лишь стремится получить дешевую рабочую силу, которую, как в случае с людьми, со временем утратившими способность работать, можно без особых реальных затруднений просто снова отослать.

4.6. Влияние ТМ на физическое и психическое здоровье

4.6.1. Предварительные замечания

Влияние ТМ на здоровье представителей всех трех групп были одинаково значительным. По сравнению с другими областями, описанными в предыдущих разделах (социальное поведение, личность и карьера), за немногими исключениями, серьезные и угрожающие расстройства были вызваны у обычных медитаторов и инсайдеров. Различные показатели, а также записанные на пленку интервью, указывают на тот факт, что на эти проблемы, самое меньшее, повлияли медитация и измененное представление о действительности.

4.6.2. Состояние здоровья опрошенных групп (до периода ТМ)

36% (22) в годы до начала их занятий ТМ более или менее регулярно посещали врача. В группе 3 [супруги], это делали 70%. 6 из этих 22 человек находились под терапевтическим наблюдением, 8% принимали лекарства для психологического лечения, 6% принимали болеутоляющее, и 6% принимали лекарства в связи с проблемами физического здоровья. Люди, посещавшие врача, делали это по следующим различным причинам: Сенная лихорадка, нервозность, депрессия, боли в животе, гормональная несбалансированность. 77% (49) не принимали никаких лекарств в годы до начала практики ТМ.

4.6.3. Физические жалобы и болезни во время занятий ТМ

В 63% случаев (42) имели место физические жалобы. В большинстве случаев это были жалобы на живот и кишечник, головные боли, трудности со сном, боль в области шеи.

Живущий в Берлине доктор Домейер сообщает о похожих функциональных расстройствах у 20-25 пациентов, которые занимались ТМ

«… головные боли особенно в области лба, чувство напряженности в области щитовидной железы наряду с трудностями при глотании, сердечные и дыхательные проблемы, желудочные расстройства, а также предменструальные трудности в случае женщин, а у мужчина неприятное ощущение в области предстательной железы. Этот список, с небольшими вариациями, содержал жалобы, обнаруженные у всех пациентов, которые посетили меня. Я узнал о любопытном противоречии, где, с одной стороны, я услышал от практика ТМ: «С тех пор, как я стал медитировать, я чувствую себя гораздо лучше во всем», и, с другой стороны, имею список высказанных жалоб. Противоречие оказалось особенно сильным, когда я, после тщательного опроса, выяснил, что в большинстве случаев существовала связь во времени между началом практики медитации и появлением уже изложенных жалоб» (Schweizerische Arztezeitung (Swiss Medical Journal — Швейцарский Медицинский Журнал) Номер 6-7.2.79).

Швейцарский врач обнаружил следующие симптомы при собственном обследовании пациентов, которые медитировали:

«… тенденция к беспорядочному нервозному ходу мысли, чувствительность и вялость, социальная изоляция, расстройство ритма сна и бодрствования, длящаяся месяцами бессонница, не поддающаяся любому терапевтическому процессу, в сочетании с приступами тревоги религиозного характера, а также преобладающая усталость и сверхчувствительность в течение дня. Депрессия, нарушения в нижней части позвоночника, расстройства в области кровоснабжения, непроизвольные подергивания лица и конечностей». (Doctor P. Heusser: Schader Durch tm, Schweizerische Arztezeitung (Ущерб, причиняемый ТМ, Швейцарский Медицинский Журнал), 7.2.79)

Многие страдают годами после отказа от ТМ, жалобы становятся хроническими — особенно головная боль и боль в области шеи.

4.6.4. Психологические расстройства и болезни в период занятий ТМ

76% (51) исследованных случаев имели психологические или психиатрические расстройства, которые возникли в период ТМ и в результате ТМ практики. В некоторых случаях уже имевшиеся психиатрические нарушения доходили до состояния полного нервного расстройства.

До занятий ТМ 6 человек состояли под терапевтическим наблюдением, во время или после стадии ТМ количество тех, кто посещал врача по причине психологического или психиатрического расстройства, выросло до 29 человек. Следовательно, процент людей, которые подверглись терапии в результате таких расстройств, вырос с 9% до 43%. Это количество не включает в себя тех медитаторов, которые отказались посещать психиатра или подвергаться терапевтическому лечению из-за идеологии ТМ, или воздержались, по тем же самым причинам, от попытки устранить расстройства, которые стали преобладающими.

В таблице 46 описываются расстройства, чаще всего имеющие место. На первом месте (63%) идет «усталость».

На втором месте идут «состояния тревоги» 52% (27). Наряду с «пугающими образами» это указывает на весьма ужасающий опыт медитации, о котором нельзя говорить с посторонними (немедитаторами) и который вряд ли обсуждается среди медитаторов из-за преобладающего давления, требующего «быть успешным». Недостаток или отсутствие обсуждения, которое могло бы облегчить или решить эти проблемы, усиливают состояние тревоги и пугающих образов вплоть до перехода их в физический синдром, который проявился в 31% случаев (16) как мании, в 39% случаев (20) — как навязчивые идеи различных типов, и в 26% (13) случаев — как нервный срыв. 20% (10) говорили об устойчиво увеличивающихся тенденциях самоубийства. Они больше не могли справляться с психологической травмой без получения внешней помощи (то есть, за пределами движения). Примечательно, что в 39% случаев (20), наблюдался регресс с точки зрения восприятия этим людьми самих себя и других людей. Даже медитаторы замечают этот процесс, как, например, когда они описывают лицо или выражение лица многих инсайдеров как «детское». Конфликт между миром, к которому они стремятся, и реальным миром, вызванный «фактором стресса» и теорией кармы, которую им преподают, решается в пользу мира, который они ищут, отраженного в медитации и движении ТМ. Медитаторы все больше и больше удаляются в этот игрушечный мир. Такому развитию помогают и содействуют учение и идеология ТМ, которые тесно связаны с постоянным эмоциональным опытом медитации. Они создают ощущение благосостояния, легкости, как будто пожелания выполняются автоматически. Эти эмоциональные переживания открывают человека для ТМ и её учреждений, где каждое желание реализуется. На этом уровне организация ТМ предлагает все, что обращено к скрытым идеям всесильности у человека (сидхи, мировое правительство). Комбинация переживаний медитации, модель восприятия, связанная исключительно с ТМ, и их выражение на рекламном уровне, похоже, культивируют плодородную почву для процесса регресса.

29% (15) медитаторов угнетало чувство вины. Это чувство вины возникало, когда медитаторы либо в ходе терапии, либо в общих дискуссиях с другими людьми говорят что-то о ТМ и собственном опыте в период медитирования, чего они фактически не должны были говорить, поскольку ощущали себя связанными принудительным обещанием тайны. 39% (20) демонстрировали преувеличенную нервозность, которая симптоматически проявлялась как подергивание головы или конечностей. Тогда это определялось движением ТМ как «выведение из стресса». Скорее всего, что на самом деле внешние стимулы оказались слишком сильными, чтобы справиться с ними. Если медитатор не может избежать их, проявляется нервозность. Медитаторы намного более чувствительны к шуму; это показывала оценка высказанных нам утверждений.

Примеры:

«… после нескольких первых курсов он работал со всей энергией для движения ТМ. Впоследствии он все больше и больше уходил в себя. После последних шестинедельных курсов он продолжал выполнять очень длительную программу (он занимался ею там), закрылся в комнате, как будто это был монастырь, с ним нельзя было больше разговаривать, и он начал медитировать еще дольше. Его успехи в учебе становились все меньше и меньше, и наконец он стал просто не способным заниматься этим. Затем случилась психологическая травма. Он сказал, что Махариши был лжецом. Он перестал ходить в центр. Тогда ему стали звонить по телефону люди, руководившие этим центром, и под сильным давлением его заставили туда пойти. Уже тогда он был болен. У нас было одно переживание: Он сидел в темной комнате в центре ТМ, он сказал, что там он никого не потревожит. Студент-медик, который был медитатором, звонил мне и сказал, что мне следует следить за сыном, что у него сильные суицидные тенденции, что ему нужно меньше медитировать. Тогда его послали в психиатрическую клинику. Они не могли помочь ему. Он не получил там никакой помощи, потому что врачи ничего не знали о ТМ, после этого он психически был под сильным давлением, потому что рассказал о ТМ что-то такое, чего не должен был рассказывать, а потом только сказал — я ничего не говорю». (116)

«У неё были серьезные проблемы с менструациями, но она сказала, что это ничего не значит, что это есть у всех женщин, занимающихся ТМ Она говорит, ну, в общем, не надо мне говорить обо всем этом, я забуду это до завтра. Она говорит, что у неё пустота в голове. Доктор диагностировал расстройство обмена веществ. Когда она возвратилась с курсов в ...., она хотела видеть врача, и кроме того она продолжала говорить, что хотела бы, чтобы исследовали её голову. Мы сидели в автомобиле сзади (на пути из центра ТМ к себе домой), она цеплялась за меня всю дорогу (ее мать), плакала и не могла успокоиться. Она испытывала также сильный страх; я должна была спать в ее комнате». (I)

«Она раскрашивает и развешивает фотографии детей — она проводит все время в игре». (1/48)
«Он громко плачет, читает книги сказок, которые остались от его детства, ревнует к молодой племяннице, стал вялым и не выносит никакого давления. Малейшее напряжение до крайности изнуряет его». (1/48)
«Она сильно потеряла в весе и не имела никакого врачебного ухода в период занятий ТМ. Ей выдали свидетельство врача о неспособности работать после того, как выбросили ее из Зеелисбурга (Seelisburg). Это длилось в течение года. Доктор, который исследовал ее, официально подтвердил ее абсолютную неспособность работать». (1/86)
«Доктор диагностировал невроз с признаками шизофрении — с одной стороны, он стал очень взрослым в результате медитации, с другой стороны, был весьма беспомощным и походил на ребенка». (1/87)
«Во многих случаях он проходил психиатрическое лечение и находился в психиатрических учреждениях — в целом больше 6 месяцев. Сегодня он — дома и неспособен работать Время от времени ему необходимо проходить лечение». (l/86)
«Он сказал, что у него в теле демон. Этот демон блуждал по всему дому, он сказал, что это исходит от ТМ. Тот, кто занимается ТМ, не нуждается в сне, он походил на скелет» (l/86)
«У обоих моих детей в теле было много воды после курса сидхи. Ни один врач не смог определить, откуда это взялось — раздутые ноги, живот и голова. После того, как они бросили ТМ, это прошло». (I)
«Депрессии стали намного хуже. За последние два года обострилась склонность к самоубийству». (3/87)
«Навязчивые мысли — боязнь людей и опыта. Я чувствовал, будто мне три года, и вел себя так, как когда я оставался один». (2/87)
«Плакал во время медитации, стал болезненным, становился очень грустным и печальным без какой-либо причины. Я не хотел признаться себе, что у меня депрессия, и поэтому подавлял эти мысли. Позже депрессия стала еще более интенсивной, возросла апатия». (2/87)
«Я больше не мог переносить шум в школе. Мне казалось, что кто-то срывает кожу с моей души; я имею в виду, что защитный слой вокруг моего духа ушел, из-за этого я стремился глубже уйти в себя. Мой учитель ТМ и наставник сказали мне, что это было только преходящее явление, что я должен больше медитировать. Мне говорили различные учителя ТМ, что я добился большого успеха за короткий отрезок времени, что я действительно могу стать учителем ТМ — это было спустя 6 месяцев после моего посвящения». (2/87)
«Различные рядовые медитаторы должны были посещать врача из-за боли. Обычная общая рекомендация заключалась в том, чтобы мысленно охватить тело мысленно. Одна девушка из-за снятия стресса не могла стоять». (2/87)
«Я наблюдал у своего друга и учителя ТМ нервную дрожь, например, в обеденном зале ложка выпадала из его руки при еде. Он делил природу на благочестивую и сатанинскую. Он становился все более зависимым ТМ. Он пытался прекратить занятия ТМ и страдал от тяжелых симптомов отвыкания, вроде бессонницы; тогда из-за этого он еще сильнее втянулся в занятия ТМ». (2/86)