Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

К чему приводит практика Трансцендентальной Медитации. Часть 2

Опубликовано 30.09.2014

Влияние ТМ на структуры личности

  •  4.3. Влияние ТМ на структуры личности
    • 4.3.1. Фактор стресса
    • 4.3.2. Внешние телесные и характерологические проявления (constitution), аттитьюды и поведение
      • 4.3.2.1. Способность принимать решения
        • Примеры:
      • 4.3.2.2. Физиогномика (выражение лица и другие внешние телесные проявления)
      • 4.3.2.3. Изменения в личности
    • 4.3.3. Резюме
  • 4.4. Влияние ТМ в социальной области
    • 4.4.1. Состояние частной жизни и социальных отношений до ТМ
      • 4.4.1.1. Хобби, интересы и склонности
      • 4.4.1.3. Характеристика общения
    • 4.4.2. Влияние ТМ в социальной области
      • 4.4.2.1. Изменения в повседневном ритме
        • Примеры:
      • 4.4.2.2. Изменения в интересах
        • Примеры:
        • Примеры стиля разговора:
      • 4.4.2.3. Изменения в области отношений
        • Социальные отношения в рамках семьи
        • Примеры:
        • Социальные контакты в семье
        • Примеры:
      • 4.4.2.4. Конфликты
        • Примеры:
      • 4.4.2.5. Изменения в отношениях
        • Примеры:
    • 4.4.3. Профиль личности
      • 4.4.3.3. Индивидуальная оценка
      • 4.4.3.4. Сравнения оценок

4.3. Влияние ТМ на структуры личности

4.3.1. Фактор стресса

Стресс — это центральное понятие для движения ТМ. Он служит заменой слова «карма» в мозгу медитатора. Плохой кармы и сопровождающего её стресса следует избегать пуще всего прочего. Медитация освобождает сознание медитатора от отрицательной кармы (или стресса) и очищает атмосферу стресса. Стресс в движении считается материальным явлением, веществом вроде газа, которое может улетучиваться из головы и атмосферы. Новый взгляд на мир придает стрессу постоянно возрастающую роль, поскольку медитаторы слишком остро реагируют на этот фактор и избегают всего, что могло бы его вызвать, например, конфликтов, физического труда, социальных отношений и т.д. Именно молодые взрослые люди задерживаются в развитии, потому что такая точка зрения на стресс сочетается у них с приятным опытом медитации с помощью мантры, поскольку они могут реагировать на создающие напряжение требования повседневной жизни только отступлением, и со временем у них развивается чрезмерно чувствительный, неустойчивый характер.

Хотя у медитаторов уровень стресса фактически меньше благодаря изменившемуся образу жизни, они ощущают его уровень в диапазоне от сильного до массированного. Это несоответствие между «целью», то есть фактическими уровнями стресса, и субъективно воспринимаемым фактором стресса, вызывает у многих медитаторов далеко идущие негативные последствий для их личности в целом.

4.3.2. Внешние телесные и характерологические проявления (constitution), аттитьюды и поведение

4.3.2.1. Способность принимать решения

Оценка вышеупомянутого вопроса дала результаты, показанные в Таблице 25, которая также дает сведения об изменениях в этой области. 47% (28) превратились в подчиненных авторитету при принятии решений, 12% (7) утратили способность принимать решения. Только 33% (20) сохранили ту же способность принятия решений, в то время как один медитатор, согласно его собственному утверждению, изменил эту способность к лучшему. Этот результат подводит нас к заключениям, к которым можно прийти в отношении централизованной иерархии организации ТМ и ее целей. Результат для группы 2 [эксмедитаторы] находится в соответствии с этим, у них было меньше контакта с организацией ТМ и, следовательно, они не были затронуты в той же степени по отношению к их способности принимать решения.

Примеры:

«Я перестал понимать, как принимать решения, личности больше не было, абсолютно ничего». (2/77)
«Постоянное обращение за помощью и советом к образу жизни ТМ было явно усердным. Ты спрашиваешь людей и меняешься согласно их совету». (2/77)
«Я не принимал решения спонтанно. Непосредственность исчезла, яркость жизни рассеялась». (2/77)
«Я всегда спрашивал учителя ТМ, что я должен сделать. Я сказал: Вы решаете за меня. Я следовал его решениям. Это стало моей волей». (2/77)
«Я стал более подверженным влиянию, и мне требовалось больше времени, чтобы принять решение о чем-нибудь». (2/77)
«Он отправился в Зелисбург (Seelisburg), чтобы узнать, следует ли ему продолжать учебу». (1/77)
«Она полностью утратила способность принимать решения. Она чувствовала себя целиком окутанной Махариши и жила только сегодняшним днем». (1/77)

4.3.2.2. Физиогномика (выражение лица и другие внешние телесные проявления)

Из 67 случаев 50 показали изменения в телесных и мимических проявлениях, другими словами, 75% от общего количества.

В 82% (4) случаев менялось выражение лица (т.е., нормальное состояние). Члены и бывшие члены движения сообщали о выражении лица, напоминающем маску, о странной улыбке и подергиваниях. В 28% (14) случаев менялась осанка тела. Обычная осанка характеризовалась как напряженная, наблюдалась склонность к полноте, небрежность, неряшливость, медлительность и стесненность. В 52% (26) случаев менялся голос, и его описывали как более мягкий, спокойный, невнятный, речь становилась более нечленораздельной, с заглатыванием слов, напыщенной и напряженной. В 30% (15) случаев менялся почерк. Он был более размашистым и растянутым, не сконцентрированным, неустойчивым, беспорядочным, наблюдалось много описок, и правописание было неточным.

4.3.2.3. Изменения в личности

Описания по данным свидетелей в качественном отношении сводятся к следующему: люди чувствуют себя старше, испытывают депрессию, взгляд становится тусклым, безжизненным, они легко поддаются влиянию, становятся слабее, неряшливее, ни с кем не поддерживают отношений, более зажаты, более нечестные, одинокие, фанатичные, эгоцентричные, готовы защищаться, более неустойчивые, колеблющиеся и чувствительные, уязвимые. Что касается группы эксмедитаторов, примечательно, что они чувствовали, что стали более сильными с точки зрения личности, выработали большую уверенность и «способность добиваться цели», с другой стороны, однако, они стали менее внимательными к другим и более сосредоточенными на самих себе.

На вопрос об общем впечатлении от перемен в личности, вызванных ТМ (что бы ни понимал под этим каждый конкретный человек), положительными замечаниями отозвались 12% (8). Другие 12% (8) заявили, что абсолютно ничего не изменилось, и 75% (49) оценили начавшие происходить перемены как в целом отрицательные.

Все три группы показывают ясную отрицательную тенденцию в отношении к этому вопросу. Медитация — внутренний личный процесс, и его нельзя понять с помощью аналитических факторов. Говоря о медитации, люди больше говорят о благосостоянии и полном удовлетворении — именно на это претендует и движение ТМ. Однако 75% (три четверти) медитаторов сообщают не об этом, скорее, этот тип медитации означает для них нарушение равновесия в развитии личности, которое остается очевидным даже годы спустя.

4.3.3. Резюме

— Фактор стресса, видимо, имеет первостепенное значение для полного развития медитатора. Поскольку от стресса нужно избавляться, медитатор в результате стремится уклониться от вызывающей стрессы повседневной жизни, что со временем приводит к психической нестабильности.

— ТМ вредно влияет на процесс принятия решений. Имеет место утрата свободного волеизъявления и обращения к авторитетам ТМ за указаниями в случае необходимости принятия важных решений. Изменения в выражении лица, телесной осанке, в голосе и почерке указывают на тот факт, что вся личность серьезно меняется под влиянием T.M

— В 75% случаев, согласно свидетельствам опрошенных, личность менялась явно в негативную сторону, 12% не нашли никаких перемен, и 12% оценили эти изменения как позитивно направленные. Медитация, будучи внутренним процессом человека, как предполагается, должна вести к благополучию и полному удовлетворению медитатора. Большинство медитаторов, однако, этого не находили. Более того, более обычным явлением были глубокие нарушения в личности медитатора.

4.4. Влияние ТМ в социальной области

4.4.1. Состояние частной жизни и социальных отношений до ТМ

4.4.1.1. Хобби, интересы и склонности

Интерес к путешествиям, музыке и театру среди будущих медитаторов был выше среднего. Заметно низким был интерес к телевидению; половина опрошенных (27) сказали, что телевидение не играло никакой важной роли в их жизни, еще для 25% оно играло лишь незначительную роль. Только для 11% (6) телевидение играло главную роль в их жизни.

Приблизительно половина опрошенных по данным этой таблицы поддерживали внешние отношения с различными организациями, религиозными общинами, ходили в церковь и занимались политикой в дополнение к внутренним отношениям с родственниками и друзьями.

4.4.1.3. Характеристика общения

Огромное большинство в размере 82% опрошенных не имели никакого опыта одиночества до ТМ. Готовность или способность общаться была заметно высокой. В среднем 70% (46) сказали, что любили дискуссии (на различные темы). Они интересовались широким разнообразием тем, могли внимательно слушать других и были способны спорить по существу.

В целом медитаторы были людьми, которые до ТМ обладали разнообразными интересами, живым умом и открытостью. Они также поддерживали с семьей и друзьями отношения в диапазоне от хороших до очень хороших.

4.4.2. Влияние ТМ в социальной области

4.4.2.1. Изменения в повседневном ритме

В 90% случаев (61) изменились привычки в питании, сне и/или в работе.

Примеры:

«Она была дома только в будние дни и, наконец, съехала с квартиры. Моя жена полностью не заботилась о детях». (3/67)
«Когда мой муж ложился вечером спать, он заставлял и меня делать то же самое. Я должна была принимать снотворные таблетки, иначе мне нельзя было бы лечь спать. По утрам была причиняющая беспокойство ситуация, когда он делал свои (йога) упражнения, а я не могла помешать ему делать их». (3/67)
«Моя жена всегда была усталой, все время спала, иногда до 12-часов дня, и ложилась спать в 10 часов вечера. У неё не было психической способности заботиться о нашем ребенке, которому было 14 месяцев. Я вынужден был перед полуднем приходить домой с работы, чтобы позаботиться о ребенке. Она также не затрудняла себя приготовлением какого-либо завтрака, больше не выходила из дома (то есть даже для получения пособия по болезни), кроме тех случаев, когда где-нибудь было намечено медитировать». (3/67)
«В отличие от того, каким он был обычно, он иногда целыми днями сидел в своей комнате, хотя нужно было сделать много работы. То, что он не мог больше работать, для него выглядело как нечто навязанное извне. Он сказал, что все, что он делал до ТМ, было неправильным; он хотел покинуть семью». (1/67)
«Он не принимал никакого дальнейшего участия в жизни семьи. Он сам готовил для себя еду». 1/67)
«У меня часто болел живот. Я спал намного больше». (2/67)
«Когда младенца нужно было перепеленать, и это было время для ТМ, тогда младенец должен был ждать». (2/67)
«Я страдал от бессонницы и вел беспорядочную жизнь» (2/67)
«Распорядок дня у меня стал более правильным, более настроенным на природу. Природа для меня стала более заслуживающей доверия, чем люди или даже я сам». (2/67)

4.4.2.2. Изменения в интересах

В ответ на вопрос «Изменились ли интересы, которые были у вас до ТМ?», 76% (48) сказали, что эти интересы у них исчезли, только 5% (3) сказали, что интересы, которые были у них до ТМ, с тех пор усилились. По сравнению с этим 91% (57) показали очень сильный интерес к ТМ, другими словами, они развили иную структуру мотивации и импульса, находясь в движении ТМ, и сместили весь фокус интереса на ТМ

Примеры:

«Мой муж больше не переносил вида катастроф по телевидению. Его интерес к политике исчез». (3/66)
«Во время дискуссий или после телевизионных сообщений о различных мировых событиях следовал обычный комментарий: «Туда нужно послать несколько учителей ТМ!». (3/66)
«Я больше абсолютно ничего не делал: я только сидел дома, сидел там и думал, читал о духовности, меня донимали навязчивые мысли, и полностью отсутствовал интерес к участию в какой бы то ни было деятельности». (2/66)
То, что важно для медитаторов, часто является бессмысленным для не связанных с этой организацией наблюдателей. Тут можно увидеть измененное мировоззрение. После отказа от ТМ структура восприятия, созданная этим движением, начинает медленно демонтироваться. Это явление показано в следующей записи:
«У меня были серьезные проблемы с матерью. Я объяснял ей все положительные результаты, к которым это ведет, но она сказала, что она не сумела увидеть ни одного из них. Она считала меня более замкнутым. Ее восприятие людей очень проницательное. Сегодня я верю ей. Я стал более эгоистичным, я не заботился о семье. Она не могла найти абсолютно ничего положительного в деятельности ТМ и полагала, что я стал более изолированным. Теперь я тоже это вижу, так как я гораздо больше сосредотачивался на самом себе и не мог направлять свое внимание на других людей». (2)

Примеры стиля разговора:

«Ее стиль разговора стал очень сжатым, она стала более агрессивной и более нетерпимой. В ходе слушаний по делу о разводе в суде моя жена сделала ТМ вопросом, составляющим предмет спора, с большим ущербом для себя. Она сказала, что если бы я начал заниматься медитацией, она немедленно возвратилась бы домой». (3/64)
«Вся беседа носила миссионерский характер в духе идеологической обработки». (3/64)
«… Он выработал примитивный тип речи, у него были трудности с артикуляцией …, голова была или очень пустая или очень полная». (1/64)
«Никакой концентрации — забывал слова, заикание ухудшалось». (2/64)

4.4.2.3. Изменения в области отношений

Социальные отношения в рамках семьи

До приобщения к ТМ 81% (46) опрошенных были более или менее активны в семейной жизни. Только 16% были замкнутыми. В период пребывания в ТМ только 43% (23) как-то участвовали в семейной жизни. 57% (31) полностью отошли от семьи.

Примеры:

«Ситуация дома становилась все хуже и хуже. Я едва мог оставаться там. Обычно я садился в автомобиль и уезжал, чтобы навестить своего учителя ТМ Я не занимался работой по дому». (2/61)
«Беседа меня больше не интересовала, и я обращался со своими родителями высокомерно, бесцеремонно, потому что они не были медитаторами». (2/61)
«Он поддерживал контакты только с другими медитаторами. Когда он приводил домой друзей, они были из рядов ТМ. Все, что он говорил, походило на звукозапись, всегда повторение, всегда одно и то же … на семейных встречах всегда происходили столкновения, а затем он обычно убегал. У него в жизни был только один интерес, и это была медитация — он жил согласно медитации и, хотя еще был дома, никогда не принимал участия в семейной жизни. Он сказал также, что может подавлять голод медитацией и ему не нужно есть нормально, как всем нам. Он сказал, что человеку нужно только два или три часа на сон. Когда он проводил немного времени здесь, он вставал утром не так уж рано, фактически много времени он тратил попусту. Он сказал, что не выносит курения, и держался особняком. Он ел только рис и обычно не ел больше ничего, включая овощи, потому что я добавляла туда немного мясного сока или соуса. Он утверждал, что не может это есть, потому что это действует на него как алкоголь — он превратился в эгоиста, важны были только его счастье и благополучие. Он стал намного более болезненным…». (1)

Социальные контакты в семье

Переменная «время для партнера» уменьшилась на 0,9 пункта, что вызвано участием в движении ТМ. Споры между супругами, бывшие переменной, которая получила худшую оценку, остаются приблизительно на том же уровне, поскольку теперь семейная пара достаточно много дискутирует о ТМ, эмоциональные отношения с другим партнером следует рассматривать в контексте с интимными отношениями. Обе переменные показали значительное сокращение оценки (на 1,00 пункт и 1,69 пункта соответственно), отношения с детьми и забота о детях значительно снизились, 1,25 и 1,00 пунктов соответственно. Это можно объяснить ранее намеченным в общих чертах изменением в структуре восприятия и моделью поведения, нацеленной на все большее и большее сосредоточение на самом себе. Отношения с партнером по браку и с детьми считаются порождающими стресс, которого следует избегать, потому что он препятствует эволюции или развитию их собственного «я». В этом контексте следует отметить постепенное сокращение, вплоть до полного прекращения, интимных отношений. Интимные отношения влекут за собой плохую карму. Поэтому усиливается общее впечатление, что отшельнический или монашеский образ жизни ценится выше, чем так называемый образ жизни «главы семьи». Из-за этого намного превышающее средний уровень количество медитаторов разрывает свои брачные отношения, потому что повседневные требования в рамках семьи оказываются для них чрезмерными. Заметно ухудшившиеся отношения с детьми неизбежно приводили в некоторых случаях к серьезному недостатку развития со стороны детей.

Вообще наблюдается всеохватывающее понижение в качестве жизни во всех областях. Способность продолжать любовные отношения коренным образом понижена вплоть до полной неспособности продолжать такого рода отношения. Твердо установились безразличие, снижение интереса и сокращение времени, проводимого с детьми и партнером по браку. В чрезвычайных случаях это приводило к разводу и к почти полному пренебрежению детьми.

Примеры:

«У меня стала проявляться напряженная нетерпимость, я стала куда более равнодушной к проблемам других людей. У меня была несколько иная позиция — они должны пытаться и что-то делать, чтобы помочь себе! Как будто имелись налицо эгоизм самой высокой степени и эгоцентрическое поведение. Все движение ТМ развилось из представления, что это я должна чувствовать себя хорошо, я должна стать просвещенной, и так далее, я, я, я ... люди и вещи вокруг вас не играют никакой роли. Интерес к делам мира становился все меньше и меньше, то же самое случилось и с моими спортивными занятиями. У меня было гораздо больше времени для вопросов религиозного и философского содержания. Когда приходило время заниматься ТМ медитацией, ребенок мог и подождать, или посетители могли подождать, пока я не закончу. Даже тогда я иногда говорила, что реальные вещи были более важны, чем ТМ, но что касается моего мужа, то ТМ было куда более важным.
Вопреки собственным убеждениям я все больше воздерживалась от контактов с другими людьми. Пока я занималась практикой ТМ, то начала поддерживать дружеские отношения только с другими медитаторами. Преувеличенное самообожание, непрерывное самовосхваление; какая великая мудрость пребывает в нашей жизни, перечисление впечатлений, насколько грандиозной была медитация, и как мы могли бы убедить побольше людей заниматься медитацией, и как мы могли бы помочь организации расширяться». (2)
«В течение года она почти не видела детей. После пяти месяцев она виделась с ними в течение часа. Из этого часа сорок минут она говорила по телефону с центром ТМ. Она спятила бы без ТМ …, она предъявила иск мне и своему отцу на уплату алиментов». (3/61)
«Мать больше не заботилась о ребенке и позволяла ему плакать, когда его что-то беспокоило…, мать больше не выходила на детскую площадку с ребенком, его целыми днями держали в квартире, в детском манеже». (3/61)
«Семья полностью распалась. Теперь она интересовалась только ТМ и не находила времени, чтобы побыть с мужем; существовала отдельно от ребенка; она не была способна даже разговаривать с ним, не имела абсолютно никакого терпения по отношению к малышу». (3/61)

4.4.2.4. Конфликты

Большинство показало нарушение или разрушение внутреннего баланса.

Примеры:

«Мой муж был мирным и спокойным человеком до того, как он начал заниматься ТМ В период занятия ТМ каждый день были споры; крик, беснование, из окна выбрасывались чашки и часы — его выводило из себя их тиканье. Он требовал абсолютной тишины и отчитывал любого, кто его беспокоил». (3/65)
«Невозможно вывести (его/ее) из состояния спокойствия. Счастливо ухмыляется». (1/65)
«Он демонстрировал некоторое безразличие и почти не проявлял никакой эмоциональной реакции». (1/65)
«Во время конфликтных или напряженных ситуаций были очевидны сильная отчужденность или равнодушие, холодность». (1/65)
«Он становился все более агрессивным в конфликтных ситуациях в том, что касалось слов, которыми он пользовался, и в поведении. Он был всегда прав». (1/65)
«ТМ сделала меня более равнодушным — спокойная самовлюбленность». (2/65)
«Меня стало гораздо легче разозлить чем-нибудь, потому что я стал более чувствительным». (2/65)
«Я не позволял себе участвовать или обременять себя стрессовыми ситуациями, стал более нетерпимым». (2/65)

4.4.2.5. Изменения в отношениях

У 55% (37) были близкие дружественные отношения до занятий ТМ, и 30% (20) имели, по крайней мере, нескольких знакомых. Только 6% (4) жили изолированной жизнью.

Во время стадии ТМ только 20% (13) имели близкие дружеские отношения и 20% (13) — хоть каких-то знакомых, а 50% (33) жили изолированной жизнью; в группе 3 [супруги] 70% жили изолированной жизнью.

Отношениями с другими людьми пренебрегали по точно той же самой причине, по которой не заботились о семейных отношениях.

У 89% (55) новые контакты были только с другими медитаторами, 2% (1) общались только с немедитаторами, и 10% (6) общались и с теми, и с другими.

Примеры:

«В это время у меня были некоторые контакты с медитаторами, это своего рода кружок, который держится вместе так, что вы бы не поверили, и он закрыт для других (немедитаторов). На самом деле тут есть противоречие, потому что если вы хотите что-то распространять, то вам следует идти туда, где есть бедность и страдание, поскольку в них может проникнуть стресс, а им это не нужно...., нечто подобное когда-то случилось со мной, когда из-за напряжения у меня заболела спина, и я хотел, чтобы кто-нибудь мне её промассажировал, но никто не сделал этого, так как они сказали, что это были стресс и снятие стресса, и если мы сделаем это своими руками, тогда это войдет в наши тела. Я был этим прямо-таки шокирован. Они не любят помогать другим». (2/63)
«Учитель ТМ в нашем доме не хотел никаких контактов с внешним миром из-за свойственного им стресса, и не проявлял никакого социального поведения». (2/63)

4.4.3. Профиль личности

4.4.3.3. Индивидуальная оценка

Пункт «восприятие действительности» понизился на 2.800 делений шкалы; от +0.600 до -2.200.

Медитация понизила уровень искренности как коммуникативного качества. В качестве невербального признака понимания и способности сообщать мысли она превратилась в свою противоположность. Посредством этого недостатка прямоты и откровенности честность демонстрирует потрясающее падение (-3.100). Эта оценка важна потому, что честность, будучи одной из опор при создании доверия в любых отношениях, никоим образом не стабилизировалась и не возрастала с помощью ТМ медитации. Вот другие пункты, выделяющиеся теми чрезвычайными изменениями, которым они подверглись: способность идти на контакты изменилась на -2.600 делений, вежливость — на -1.722 делений, сердечность и взаимное понимание, расположение — на -2.200 делений. Отмечается явное охлаждение в отношениях с началом занятий практикой ТМ одним из партнеров.

Следовательно, в области интенсивности труда ТМ не вызывает улучшения, скорее является причиной ухудшения [sic] и соответственно не выполняет своих обещаний в этой области, как и в других.

Именно способность к контактам (-2.431) и надежность (-2.117), а также сердечность и расположение (-2.177), понизились, по мнению родителей.

Эксмедитаторы были осторожны в самооценке. (Диаграмма 9). Они убедились, что общее развитие их личности в период занятия ТМ медитацией было негативным, но при этом, вероятно, либо не принимали во внимание восприятие себя другими людьми, либо не очень высоко оценивали подобные наблюдения. Здесь достойна внимания довольно решительная трансформация в восприятии действительности (-1.273) и искренности (-0.995) в результате медитирования. Следует признать, что перемены в той и другой области привели к серьезным конфликтам в их жизни. Аналогично было очевидно сильное понижение чувства юмора (-1.000), этот признак, похоже, в значительной степени отражает индивидуальность человека.


Продолжение следует