Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Алексей Ярасов: рериховское учение духовно опасно и несовместимо с Православием

Опубликовано 15.04.2017

Зам. руководителя миссионерского отдела Тульской епархии Алексей Ярасов прокомментировал очередной материал от организаторов Веневских чтений

«Сегодня в России вокруг художественного наследия и оккультно-религиозных идей художника Н.К.Рериха и его супруги Е.И.Рерих возникли десятки объединений людей, которые довольно фанатично занимаются пропагандой некоего «учения». Совокупность указанных сообществ принято именовать «Рериховским движением», а адептов этого движения «рериховцами».

Что же это за «учение», которые рериховцы несут в массы? Сами представители Рериховского движения утверждают, что пропагандируют только культурно-философскую часть наследия семьи Рерихов, выраженную в т.н. учении «Живой Этики». При этом они вынужденно признают, что «Учение Живой Этики – это нравственно-философская система с религиозным компонентом, который проявляется прежде всего в представлении о высших мирах и высокоразумных существах, населяющих их».

Наиболее известная и доступная свободная энциклопедия «Википедия» дает такое определение рериховским объединениям: «Рериховское движение — новое религиозное движение, основой которого является религиозно-философское учение Николая и Елены Рерихов Агни-йога («Живая этика»). Среди новых религиозных движений в России рериховское движение — одно из наиболее известных. Движение не имеет строго организованной структуры и включает несколько различных направлений, от культурологических и гуманистически-мировоззренческих до религиозно-мистических и мистико-оккультных.

Признавая религиозную составляющую в рериховском учении, рериховцы ссылаются на то, что, дескать, есть же у нас такие религиозные философы как Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев и др. И задаются вопросом: «Но почему же только Рериховское учение ныне подвергается активной критике?». Ответ на данный вопрос кроется в следующем. Дело в том, что вокруг трудов Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева и других русских философов не возникают фанатичные сообщества, которые оформляют их религиозные идеи в некие «образовательные» проекты и с этими проектами лезут в российскую систему образования.

Рериховское движение как раз и занимается тем, что под видом «образовательных» и «культурологических» проектов внедряет рериховское учение в светские образовательные и иные учреждения. Вот это не допустимо! Кроме того, эта деятельность противоречит российскому Закону «Об образовании…».

Если же рериховцев на вполне законных основаниях не пускают в детские образовательные учреждения и учреждения культуры с их сомнительными программами, они сравнивают это с «репрессиями» и «сталинщиной».

Известно, что рериховские и прочие оккультные идеи пропагандировались в Туле в планетарии Дворца детского (юношеского) творчества. Там периодически организовывались для учащихся общеобразовательных школ и других учебных заведений довольно сомнительные мероприятия.

Так, например, в 2015 году в планетарии прошло мероприятие с названием «Поток времени – из прошлого в будущее», в программу которого была включена беседа детей с «астропсихологом». «Астропсихология» является оккультной лженаукой, и ее пропаганда в образовательном учреждении недопустима.

В планетарии демонстрировался фильм «Зов космической эволюции». Фильм подводит зрителя к идее противостояния сторонников «нового», олицетворяющего «свет» (представителем которого является «Международный центр Рерихов»), и «тьмы», «невежества». Зрителю внушается мысль, что «тьмой», «невежеством» и противниками «космической эволюции» являются, в том числе, Церковь, органы государственной власти и даже федеральные музеи.

В августе 2016 года министерство культуры РФ отозвало у ленты прокатное удостоверение. В министерстве культуры считают данный фильм пропагандой одной из разновидностей сектантской идеологии – «Нью-эйдж».

Официальная страница тульского планетария в «ВКонтакте» изобилует ссылками на различные «рериховские» материалы.

Известны факты, когда российские правоохранительные органы фиксировали откровенно оккультно-религиозную деятельность рериховских сообществ. Так, например, в 2016 году Хамовническая прокуратура г.Москвы вынесла представление «Международному центру Рерихов» о запрете проводить религиозные обряды. С 9 по 24 июля 2016 года в помещении Центра в Малом Знаменском переулке проводились религиозные ритуалы. К тому же ритуалы были платными.

В Тульской области в г.Веневе рериховцы ежегодно организовывали т.н. «Веневские Чтения». «Чтения» посвящены жившему несколько лет в г.Веневе теософу и оккультисту Борису Николаевичу Абрамову. Б.Абрамов является автором очень почитаемых рериховцами записей, которые были собраны в книге «Грани Агни Йоги». Туда вошли «откровения», полученные Б.Абрамовым из «потустороннего мира». Ближайшая знакомая Абрамова  Н.Д.Спирина сообщала о «даре» и «предназначении» Абрамова следующее:

 «Я видела, как он (Б.Абрамов) был устремлён к выполнению своего назначения, которое, как писала ему Елена Ивановна, заключалось в создании и укреплении прямого провода с Иерархией Света, посредством которого он получал сообщения и указания из Высшего Источника и записывал их. В этом заключалась основная миссия данного его воплощения… Борис Николаевич в основном получал сообщения утром, на грани сна, перед пробуждением. Сначала это были отдельные слова, потом фразы, потом целый поток мыслей. Он заранее готовил небольшие листочки бумаги, пронумеровывал их, потому что писал, находясь ещё в полусне, на ощупь; писал и бросал на пол…»

По традиции, позиционируются «Веневские чтения» как культурно-познавательные без какого либо религиозно-оккультного контекста. Но это не так!

Ряд докладов, читаемых в рамках «Веневский Чтений», представляют собой открытую пропаганду оккультизма.

В 2017 году в г.Венёве спонсором тульских рериховцев  была приобретена однокомнатная квартира по адресу: ул. Советская, д. 15. Это пятиэтажное жилое здание было построено в середине 1980-х гг. на месте дома, где последние 7 лет проживал Б.Абрамов. По инициативе спонсора-дарителя, сотрудников «Сибирского Рериховского Общества» и «Тульского Рериховского исследовательского центра» в этой квартире будет постепенно создаваться музей Б.Абрамова.

Но малопонятно, чем так знаменит и значим для Тульской земли Б.Абрамов. Он несколько раз в 1934 году бывал на выступлениях Н.Рериха в г.Харбине, переписывался с Еленой Рерих и делал записи поступавших ему «откровений» из «потустороннего мира». То, что он значим для Рериховского оккультного движения как «Учитель» и как «контактер с иным миром», не делает его значимым для веневцев и жителей Тульской области.

Хочется так же напомнить тем, кто разделяет рериховское учение и при этом считает себя православным, о том, что данное учение духовно опасно и не совместимо с Православием. В решении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви за 1994 год говорится: «К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки… Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некоей «древней мудростью», сокрытой от непосвященных. Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также «Агни-йогой»… «Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует, все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви»

Источник: http://newstula.ru/